Мелкие воришки тянут все, что плохо лежит. Более интеллектуальные злодеи крадут информацию и технологии. А так называемые киберсквоттеры ведут себя еще более нагло: захватывают доменные имена популярных компаний, нанося им немалый ущерб и набивая свои карманы. Кражами или присвоением символьных сочетаний — доменов, помогающих находить интернет–страницы, — сегодня озабочен весь мир. Увы, проблема не обходит стороной и Беларусь, где пока заведено лишь одно уголовное дело в отношении захватчика домена. Журналист «СБ» разбирался, в чем суть этой напасти и как с ней бороться.
Когда я впервые услышал эту историю, не сдержался: «Не может быть!» Неколебимый скепсис развеялся в пух и прах после знакомства с материалами, любезно предоставленными «СБ» судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. Оставалось лишь развести руками: «Это же надо!»
А дело обстояло следующим образом. Однажды в интернете появился домен google.by. Понятно, что он тут же стал сверхпопулярным. Набрав его, народ заходил на чудесный сайт с множеством разделов и рубрик, изобилующих разнообразными и весьма полезными сведениями. Но главное — на сайте была реклама услуг по разработке программного обеспечения и деятельности, связанной с базами данных. Заказы к рекламодателю хлынули рекой. И так продолжалось до тех пор, пока в Верховный Суд не обратились представители компании GOOGLE Inc. Той самой, всемирно известной, из штата Делавэр, США. Выяснилось: к громкому символьному сочетанию в белорусской национальной доменной зоне .BY американцы не имеют никакого отношения. Псевдо–Гугл зарегистрировал нескромный директор одного весьма скромного минского предприятия. И сайт был его. Хитренько так устроенный. Разделы и рубрики при запросе мгновенно давали переадресацию на интернет–ресурс знаменитой компании. Ну а реклама о всякого рода услугах была, естественно, своя. Очень просто. И очень доходно! Ушлому директору суд запретил использовать домен. Но директор, похоже, не очень огорчился. Ведь домен давал весомые дивиденды больше 4 (!) лет.
Впрочем, оставим в покое американских бизнесменов. Мы и сами, как оказывается, с усами. Почти 3 года в сети функционировал домен belshina.by, зарегистрированный нашим соотечественником, который потом (думается, отнюдь не безвозмездно) уступил его россиянину. Лишь иск в Верховный Суд настоящих хозяев торгового знака прекратил корыстное безобразие дельцов, которые использовали его как приманку, торгуя ходовой «обувкой» для автомобилей, в том числе — и производства ОАО «Белшина».
Случаи с доменами google.by и belshina.by иначе как чистой воды разбоем назвать трудно. Однако это, хоть и вопиющее, но все–таки исключение. Большинство киберсквоттеров не столь тупо прямолинейны и беззастенчиво наглы. Они используют незамысловатый прием, заимствованный у доморощенных кооператоров уже далекого теперь так называемого перестроечного периода. Меняют или добавляют один–два знака в популярном брэнде. Люди постарше хорошо помнят, например, кроссовки Adidass (вместо Adidas), которые близко не стояли с их заграничным «аналогом», и парфюм Shanel (вместо Chanel), у коего был совсем не французский аромат. Представьте, такие фокусы срабатывают и сейчас. Но уже в интернете, в виде доменных имен. Ну как тут не повторить сентенцию о том, что все новое — хорошо забытое старое! Даже если это новое с огромным знаком «минус».
Обращения потерпевших от захватчиков доменов в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда (а как раз эта инстанция рассматривает такие иски) непременно заканчиваются решениями в пользу заявителей. Но таких обращений пока немного. Во–первых, не все (особенно за пределами страны) могут отследить нарушение своих прав в интернете. Во–вторых, в этом вопросе существует некая инертность и недооценка серьезности ситуации обворованными и надутыми. Ну а в–третьих, судебная тяжба в данном случае по многим причинам — занятие вовсе не простое и отнюдь не дешевое. Зачастую проще не обращать внимания на наглецов и не жечь нервы, время и деньги. Что же касается возмещения материального и морального ущерба и привлечения нарушителей к уголовной ответственности, то здесь — полный штиль. Ведь даже приблизительно подсчитать, сколько и чего потеряно из–за киберсквоттера, иной раз довольно проблематично. Так же, как и доказать, что он вводил пользователей в заблуждение умышленно, да еще и с корыстной целью, а потому — мошенник. Здесь нужны специалисты высочайшего класса, а их — негусто. Да и стоит такая работа огромных денег. В итоге за все время существования интернета в стране возбуждено лишь одно уголовное дело в отношении захватчика домена. Совсем недавно. И судебное решение по нему пока не вынесено.
Ухищрения киберсквоттеров не ограничиваются использованием в сети доменов, идентичных товарным знакам известных компаний, и сочетаний символов, едва ли не каплеподобных фирменным наименованиям популярных производственных и торговых марок. Готовя к публикации этот материал, я обнаружил интереснейший и на первый взгляд малопонятный парадокс. Сегодня в стране зарегистрировано около 85 тысяч доменных имен. Но лишь половину из них можно обнаружить в интернете. Почему? Да потому, что иной домен, оказывается, еще и колоссально выгодный товар. Сам по себе. Попробую объяснить. Итак, по существующим ныне правилам любая организация или гражданин может быть администратором (владельцем–распорядителем. — Авт.) любого домена, если оный не был зарегистрирован ранее. То есть действует принцип: кто не успел, тот опоздал. Регистрируемое символьное сочетание при этом может быть полной абракадаброй. А может — опять же чьим–то товарным знаком или фирменным наименованием. А теперь представьте: их законный правообладатель по какой–то причине прозевал исходный момент или просто о нем не подумал. Спохватившись, зарегистрировать нужный домен он не сможет, потому что тот уже зарегистрирован. Восстановить справедливость тоже не в состоянии, ибо выясняется, что вожделенное сочетание знаков не используется в сети. Правообладатель в отчаянии. И тут оказывается, что нужный домен выставлен на интернет–аукцион. Со скрежетом зубовным нерасторопный горемыка вынужден его покупать, так как раскрутка сайта с любым другим доменом потребует столько времени, усилий и средств, что мало не покажется. А своевременно подсуетившийся и зарегистрировавший на свое имя заманчивый домен гражданин, которого назвать киберсквоттером вроде как и язык не поворачивается — прозорливый бизнесмен, да и только! — довольно потирает руки. Есть от чего. Сегодня регистрация домена обходится в 130 тысяч рублей. Между тем как аукционная цена некоторых из них достигает свыше 40 миллионов рублей. То есть прибыль от незатейливой операции перепродажи может достигать... 33 ТЫСЯЧ процентов. Это вам не фунт изюма, а огромнейший фунтище фантастического изюмища! В денежном эквиваленте, разумеется.
***
Вывод из всего вышесказанного, пожалуй, напрашивается сам собой: киберсквоттеры активно добавляют еще одну дурно пахнущую каплю к ложке дегтя в бочке интернет–меда. И с этим, безусловно, надо срочно что–то делать.
Кстати
Первый домен в белорусской национальной зоне был зарегистрирован в 1994 году.
Около 12% доменных имен в нашей зоне принадлежит иностранцам.
Доменное имя mercuri.com было куплено израильской компанией за 1,1 миллиона долларов.
В Беларуси домен casino.by продан в 2012 году за 250 миллионов рублей.
Комментарий
Жанна Шкурдюк, заместитель Председателя Верховного Суда, председатель коллегии по делам интеллектуальной собственности:
— Подавляющее большинство администраторов доменных имен — государственные, общественные организации, предприятия, граждане — используют их законно, правильно и разумно. Однако проблема, о которой идет речь, конечно же, существует. И с каждым днем становится все более острой. Киберсквоттеры идут на любые ухищрения, чтобы получить доходы за чужой счет.
В последнее время принят ряд мер по обузданию пиратства, связанного с регистрацией и использованием доменов: запрещено их бронирование, введена норма, согласно которой доменное имя выдается на год с последующей возможной пролонгацией, конкретизирована процедура передачи домена и т.п. Однако эти меры локальны и явно недостаточны. Начнем с того, что сегодня не существует официального документа, который бы устанавливал какие–либо серьезные правовые барьеры и юридические ограничения, направленные на пресечение случаев регистрации доменов с нарушением прав на чужие средства индивидуализации. Регистраторы — их сегодня у нас пять — не имеют реестров зарегистрированных в Беларуси товарных знаков, наименований юридических лиц и не обязаны проверять доменные имена на их тождество либо сходство до смешения с чужими средствами индивидуализации. Не ограничено и количество регистраций на одно физическое либо юридическое лицо. Так, шесть десятков граждан зарегистрировали по полсотни и более доменных наименований. Каждый. Думается, понятно зачем.
Сегодня регистрация доменов осуществляется по заявительному принципу. Ответственность за любые нарушения и недобросовестность в данном случае ложится исключительно на их обладателей, которые во время споров нередко становятся в позу и оправдывают свои недобросовестные действия по принципу известной народной поговорки: я — не я и хата не моя. Мол, есть сведения об официальной регистрации в Реестре доменной зоны .BY, какой с меня спрос? Нарушитель, конечно же, получает по заслугам. А тот, кто осуществил регистрацию, вроде как ни при чем. Волей–неволей напрашивается параллель. Гражданин построил коттедж в природоохранной зоне. Коттедж по решению суда снесли. А чиновника, выдавшего разрешение, даже не пожурили.
Всемирная организация интеллектуальной собственности занимается проблемой доменов еще с 1990 года. В США, Японии, Бельгии, Китае и некоторых других государствах приняты законодательные акты, направленные на жесткую борьбу с киберсквоттингом. Думается, пришло время для разработки подобных документов и в нашей стране. Возможно, необходимо даже принятие специального закона. Национальная доменная зона .BY стремительно расширяется — за прошлый год в ней появились 29 тысяч новых доменных имен. И этому пространству, играющему в нашей жизни все более и более важную роль, требуется серьезная и надежная правовая и юридическая защита.
Советская Белоруссия №92 (24229). Четверг, 23 мая 2013 года.