«Друкарь книг пред тем невиданных...». 21.by

«Друкарь книг пред тем невиданных...»

30.05.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эти слова начертаны на надгробной плите первопечатника Ивана Федорова. Однако их с полным правом можно отнести и к деятельности его соратника и земляка Петра Мстиславца. 450 лет назад они приступили к созданию первой русской печатной книги.

Величественно, в горделивом облике возвышается на главной площади нынешнего Мстиславля памятник знаменитому земляку по имени Петр. А в Москве и украинском Львове установлены монументы Ивану Федорову. Хотя, наверное, такой памятник тоже должен быть и в Беларуси, так как исторические документы свидетельствуют о том, что родом Федоров из Петковичей, а это на границе нынешних Минской и Брестской областей.

К великому сожалению, исторических сведений об Иване Федорове и (в особенности)  о Петре Мстиславце до наших дней дошло немного. Но впечатляет та смелость, с которой эти гении своего времени пробивали дорогу печатной книге, преодолевая мещанские предрассудки и церковное противление. Ведь переписчики рукописей, корпевшие над фолиантами за монастырскими стенами, за этот труд кормились. А так как печатное же дело отнимало у них заработок,  его внедрению переписчики и монахи противились повсеместно, стремились, как отмечал, покинув Москву, Иван Федоров, “...благое в зло превратити и Божие дело в конець погубити”.

Книгопечатание зарождалось во времена правления Ивана IV Грозного – правителя, хоть и отличавшегося остротой ума и державным мышлением, но сверхэмоционального, склонного верить наветам и наушникам, коих хватало во все времена. Изначально царь не отважился разрешить устройство типографии. Иван Федоров, служа диаконом в Кремлевской церкви Николы Гостунского, к которой был близок московский митрополит Макарий, убедил последнего в необходимости налаживания печатного дела. Помощь в этом оказал придворный священник Сильвестр. И только стало у Федорова и Мстиславца дело налаживаться, как недруги да завистники, воспользовавшись тем, что священник попал в цареву опалу, сожгли типографию. Потребовалось почти десятилетие, чтобы Иван Грозный повелел официально наладить печатное дело.

Тут следует коснуться биографических и личностных сведений о первопечатниках. Первое, что не подлежит сомнению, – высокая образованность Федорова и Мстиславца. Но если о первом сохранились некоторые исторические свидетельства, то о выходце из древнего Мстиславля они крайне скудны. Известно, что Петр Тимофеев родился в начале XVI века в семье купца Тимофея и его жены Евдокии. Рано остался без отца. Двоюродным братом матери Василием, церковником и строительных дел мастером, был взят в ученики. А когда дяди не стало, уехал в Москву. Где и какое Петр Мстиславец получил образование, когда сумел постичь печатное ремесло, остается загадкой. Как-то, будучи по журналистским делам в Мстиславле, я завел об этом разговор с директором здешнего историко-этнографического музея Владимиром Шиленковым. И тот высказал предположение, правда, не сославшись ни на какие источники, что и оговорил предварительно, будто в юношестве Петр некоторое время находился в Свято-Успенском Пустынском монастыре, построенном первым мстиславским князем Симеоном (Лугвением) в XIV веке, и многое почерпнул у монахов.

Существует и мнение ученых о том, что до приезда в Москву Мстиславец побывал в Польше и ознакомился с типографией Франциска Скорины. Но из этого вытекает, что его роль в тандеме с Федоровым не должна была бы быть второстепенной. В то же время  его имя во всех совместных изданиях упоминается вторым. Остается предположить, что, выражаясь современными терминами, приоритет Федорову отдавался потому, что он был своеобразным менеджером в их деле.

Есть и другая версия. Многие ученые сходятся во мнении, и имеют на это веские основания, – что Иван Федоров учился в Краковском университете и в 1532 году был удостоен степени бакалавра. И, естественно, во время учебы мог изучать издательское искусство из тех же источников.

…Однако известно точно, что совместная работа двух великих просветителей продолжалась всего пять лет. Первым изданием стал «Апостол», вышедший тиражом в тысячу экземпляров и выполненный по всем правилам полиграфического искусства: своеобразным шрифтом, украшенным заглавными буквицами, хорошо читаемый. На его подготовку и печатание ушел год. Далее – «Часовник», претерпевший несколько изданий. Но более широким планам первопечатников не суждено было сбыться. Наветчики сделали свое черное дело. И Федоров с Мстиславцем вынуждены были покинуть Москву и переселиться в Великое Княжество Литовское – в Заблудово к гетману Григорию Ходкевичу, обещавшему помощь в организации книгопечатания.

Гетман не обманул. В здешней типографии вышло «Учительское Евангелие», представлявшее собой сборник бесед и поучений с толкованием евангелистских текстов. Издание примечательно тем, что содержит «Слово на Вознесение» Кирилла Туровского, известного белорусского просветителя. Но, увы, это была последняя совместная работа первопечатников. Летом 1569 года Петр Мстиславец переезжает в Вильно, где при содействии богатых горожан – братьев Зарецких – на средства купцов Кузьмы и Луки Мамоничей устраивает типографию. И уже здесь издает «Четвероевангелие», «Псалтырь», «Часовник». Однако у Мстиславца происходит разрыв со «спонсорами». Тяжба доходит до суда, по которому отпечатанные тиражи переходят в собственность Мамоничей, а печатнику возвращается оборудование. Но братья не спешат выполнять это решение, тяжба продолжается. И вскоре Петр Мстиславец умирает.

Самостоятельная деятельность Ивана Федорова хоть и была более плодотворной, но тоже совсем не легкой. В 1570 году он успевает издать «Псалтырь с Часословцем». Однако Люблинская уния окончательно сформировала Речь Посполитую, в которой православие не пришлось ко двору. И Федоров вскоре перебирается во Львов, где издает первую украинскую книгу – «Апостол», а чуть позже – и первый учебник кирилловского шрифта – «Азбуку». 

Наверное, не все удовлетворяло в этот период издателя. Поэтому он принял приглашение князя Константина Острожского и переехал в Острог. Именно этот период его деятельности, длившийся 6 лет, считается самым плодотворным. Федоров издает, используя славянский и греческий шрифты, «Азбуку», второе издание «Псалтыря». В 1581 году появляется острожская «Библия» тиражом в 1500 экземпляров и становится самым многотиражным изданием мастера. Здесь увидела свет и известная «Хронология Андрея Римши», которая считается первым печатным восточнославянским календарем, а также первым отдельно изданным произведением белорусской поэзии…

В 1583 году Иван Федоров вернулся во Львов, где и умер. Сначала похоронили его на кладбище Свято-Онуфриевского монастыря, а позже мощи перенесли в монастырский пантеон. Вся вкупе деятельность первопечатников свидетельствовала о росте национального самосознания, духовной зрелости славянских народов, огромном их культурном потенциале и стремлении постигать культурные ценности других народов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эти слова начертаны на надгробной плите первопечатника Ивана Федорова.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика