Выбор народа – и во имя его
15.08.2013
—
Разное
|
В Беларуси рассматривают изменения в избирательное законодательство. Беларусь, впрочем, как и Россия, предпринимает превентивные меры для того, чтобы демократическая процедура выборов не трансформировалась в политический абсурд. Напомним, что в январе нынешнего года в Госдуме России прошло заседание Комитета по конституционному законодательству и госстроительству, на котором российские депутаты вместе с сенаторами и членами ЦИК обсуждали формат организации выборов в России в новых условиях. На нем члены ЦИК показали, как выглядит бюллетень, если в выборах участвуют 52 партии: получается рулон бумаги длиной более полутора метров. Если же количество партий увеличится, бюллетень превысит двухметровую длину. Белорусское избирательное законодательство сегодня также кое в чем не является идеальным. “Особенно ярко некоторые недочеты и коллизионные нормы действующего Избирательного кодекса проявились в ходе предыдущей парламентской кампании осенью минувшего года, – отмечает белорусский политический аналитик, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция” Александр Шпаковский. – Например, явно абсурдной выглядела ситуация, когда ряд кандидатов, выдвинувшись от малоизвестных политических партий и избежав таким образом этапа сбора подписей граждан, получали бюджетные средства на изготовление печатной агитационной продукции, бесплатное эфирное время в сетке телерадиовещания, а затем использовали эти возможности для агитации в пользу срыва избирательного процесса либо умышленно снимали свои кандидатуры до истечения кампании. В результате этого в ряде округов выборы прошли на безальтернативной основе, что вызывало критику международных структур. Получалось, что бюджетные деньги, выделяемые с целью всесторонней реализации гражданами своего основного конституционного права, повышения политической культуры населения, демократизации избирательного процесса, совершенно безнаказанно тратились нерадивыми политиками на абсолютно противоположные цели — проведение агитации, направленной на срыв выборов, искусственное сужение избирательных возможностей граждан”. На минувшей неделе Президент страны Александр Лукашенко провел совещание по вопросам совершенствования избирательного законодательства. При этом он подчеркнул, что данный разговор – окончательный перед внесением проекта закона в парламент. “Поскольку проектом закона затрагиваются очень важные для избирательной системы вопросы, решение о необходимости его внесения в Палату представителей в предлагаемой редакции должно быть максимально продуманным, – подчеркнул он. – Если мы идем на какое-то послабление, то должны быть уверены, что это не отразится негативно на стабильности в стране и управляемости ситуацией во время выборов. Никакого произвола и бесконтрольности быть не должно”. Александр Лукашенко предложил участникам совещания: “Давайте не будем устраивать какие-то скачки, чтобы бежать с кем-то наперегонки, давайте не будем торопить время и постараемся идти в ногу с событиями и особенно зрелостью нашего общества. И давайте будем решать те вопросы, которые сегодня назрели, не выдумывая каких-то новых, ссылаясь на новые демократические или старые демократические государства и процедуры. Мы живем в своей стране, есть проблема, есть вопрос – давайте решать. Нет проблемы, нет вопроса – давайте не будем создавать эти проблемы и вопросы. Выборы, другие кампании проходят в Беларуси для белорусского народа и во имя этого народа. И решать эти проблемы должен белорусский народ. Мы должны все делать так, как сегодня желает народ, который живет в нашей стране”. “Данный законопроект отнюдь не является реверансом в чью-то сторону, – подчеркивает в свою очередь председатель Центральной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина. – Это прежде всего инициатива центральной комиссии. На наш взгляд, он улучшает правовые, политические и организационные условия проведения выборов”. В частности, изменяется порядок определения результатов выборов: предлагается проводить их в один тур при сохранении действующего в настоящее время барьера явки избирателей. “В случае проведения альтернативных выборов победитель определяется перевесом голосов по отношению к конкурентам, то есть больше хотя бы на один голос, – пояснила глава белорусского ЦИК. – Если выборы проводились на безальтернативной основе, депутат будет избран, если за него проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании”. Кроме того, ряд изменений касается вопросов ведения предвыборной агитации и улучшения информированности избирателей при проведении выборов всех видов. В частности, предлагается ввести запрет на проведение агитации, направленной на срыв выборов, и изменить порядок финансирования предвыборной агитации кандидатов в президенты и депутаты. Как отметила Лидия Ермошина, в частности, при проведении выборов в парламент от населения постоянно поступают жалобы на то, что избиратели не обладают информацией о кандидатах. В связи с этим предложено отказаться от бюджетного финансирования агитационных расходов кандидатов и передать эти средства местным территориальным и окружным избиркомам, чтобы они изготавливали информационные буклеты и вместе с приглашением посетить избирательный участок рассылали их избирателям. “Таким образом государство позаботится, чтобы каждый избиратель обладал информацией по крайней мере о том, какие люди избираются по конкретному избирательному округу”, – пояснила глава ЦИК. При этом за кандидатами в депутаты и президенты будет сохранено право на бесплатное использование государственных СМИ для предвыборных выступлений, дебатов и опубликования программ. “Прописанная в нынешней редакции Избирательного кодекса форма бюджетной поддержки кандидатов в депутаты, равно как и возможность политических партий выдвигать кандидатов, избегая этапа сбора подписей, в самом деле вызывала немало вопросов и нареканий, – говорит Александр Шпаковский. – Подобная ситуация приводила к тому, что в отдельных округах “по умолчанию” в качестве кандидатов были зарегистрированы малоизвестные граждане (студенты, пенсионеры, безработные), которые в силу своих социальных возможностей оказались заведомо неспособны к полноценному участию, а тем более к победе в избирательной кампании. Данное явление также не способствовало повышению интереса избирателей, формированию интриги кампании и вылилось де-факто в нецелевое использование бюджетных средств”. Александр Шпаковский уверен, что подобные постепенные изменения являются необходимыми для суверенного развития страны. По итогам совещания у Президента Беларуси глава ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что в доработанном варианте законопроект до 30 августа будет внесен на рассмотрение главе государства, а затем поступит на рассмотрение белорусским парламентариям. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Беларуси рассматривают изменения в избирательное законодательство.
|
|