Портфель предложений столицы СНГ
24.10.2013
—
Разное
|
СНГ — оптимальная форма регулирования региональных процессов и устойчивая база для развития евразийской интеграции Беларусь и Содружество Независимых Государств всегда воспринимались если не как “политические синонимы”, то как весьма близкие понятия. И оснований для этого немало. Именно на белорусской земле было подписано соглашение о создании этого постсоветского интеграционного объединения, именно в Минске расположена его штаб-квартира – Исполнительный комитет СНГ. Да и нынешнее председательство Беларуси в Содружестве отмечено множеством новых перспективных инициатив. СНГ стало основной платформой, на которой в разные годы было сформировано немало новых интеграционных образований. Одни из них оказались малоэффективными, другие, напротив, продемонстрировали не только проверенную временем жизнестойкость, но и высокий потенциал для дальнейшего самосовершенствования и интеграционного развития. И самым главным из них стало, конечно, Союзное государство Беларуси и России – проект, который уже сегодня сам по себе выступает самостоятельной платформой, лекалом для формирования евразийской интеграции. Собственно, именно через призму евразийства большинство и союзных, и зарубежных политологов рассматривают стартующие 24 октября в Минске мероприятия высокого уровня, главным из которых станет саммит глав государств – участников СНГ. Для Беларуси развитие евразийской интеграции является одним из приоритетных направлений государственной внешней политики. А проведение заседания Совета глав государств СНГ в Минске Александр Лукашенко назвал ключевым моментом белорусского председательства в Содружестве. Предстоящий саммит станет моментом истины и развенчает устойчивые, зачастую абсурдные мифы. – Основной функцией созданного в 1991 году Содружества было определено регулирование отношений между бывшими советскими республиками, – напоминает белорусский политический аналитик, директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция” Александр Шпаковский. – Но с самого момента возникновения СНГ в его адрес звучит перманентная критика. Мол, Содружество неэффективно, оно не выполняет своих функций и так далее. Причины подобных критических настроений в том, что изначально политики и представители экспертного сообщества государств-участников игнорировали уставные цели организации и совершенно по-разному понимали значение и задачи СНГ. Так, с одной стороны, звучало мнение, что СНГ – это инструмент для цивилизованного развода бывших советских республик, а с другой, высказывалась позиция, что, мол, Содружество – это интеграционный проект, направленный на возрождение бывшего СССР. По мнению политолога, СНГ никогда не был ни инструментом развода, ни проектом возрождения империи: “развод” объективно не отвечал экономическим интересам народов бывшего СССР и культурно-исторической реальности, а “возрождение империи” в прежнем виде было невозможно ввиду уже сделанного постсоветскими республиками выбора в пользу суверенного развития. – Неверное понимание задач Содружества, несоответствие деятельности в рамках СНГ этому пониманию и порождает критику в адрес СНГ, – подчеркивает Александр Шпаковский. – При этом очевидно, что задуманное в качестве региональной организации – международного регулятора на пространстве бывшего СССР – СНГ успешно выполняет функции переговорной дискуссионной площадки наднационального формата. И именно этим мерилом следует измерять успешность и эффективность его работы. Нынешнее председательство Беларуси в СНГ осуществляется под громоздким, но говорящим девизом: «Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экологического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических «зеленых» технологий, расширение диалога культур». Концепция белорусского председательства в СНГ включает в себя три составляющие, каждая из которых перспективна для всех без исключения стран – членов Содружества. Например, в сфере экономического сотрудничества позиция официального Минска предельно проста: подписав Договор о зоне свободной торговли, государства должны довести его до конца, то есть в него должны вступить как можно больше стран, что станет реальным вкладом в экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. Второй составляющей белорусского председательства определено экологическое сотрудничество, третьей – гуманитарное. Последнее, к слову, станет основным предметом обсуждения на стартующих в Минске мероприятиях. – Есть как очевидные успехи существования этой наднациональной структуры, так и действительно проблемные вопросы, – считает известный белорусский политолог Александр Шпаковский. – Скажем, если рассматривать сотрудничество в области торговли, экономики, науки и образования, то очевидно, что существование Содружества Независимых Государств достаточно эффективно и целесообразно. Так, в 2011 году в рамках СНГ был подписан Договор о зоне свободной торговли, базирующийся на нормах ВТО, утверждена концепция развития железнодорожного транспорта, приняты иные прогрессивные документы, направленные на развитие государств региона. Кстати, Беларусь традиционно старается извлечь максимальную пользу от членства в Содружестве, действуя не только в интересах собственного суверенного развития, но и в целях поддержания мира и стабильности на постсоветском пространстве. Еще в 2008 году наша страна предложила к принятию межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств – участников СНГ. В настоящий момент программа, основанная на разработке и внедрении в экономику высоких технологий, утверждена, а головными исполнителями в 73 перспективных проектах выступают белорусские ученые и научные организации. Прочие инициативы белорусской стороны также рассчитаны как на развитие СНГ в целом, так и каждого из его государств – участников в отдельности: создание банка патентов и инноваций Содружества, предложение иметь в СНГ венчурный фонд, серьезные усилия для достижения в СНГ ориентиров, заложенных в Декларации тысячелетия ООН. Среди них, напомним, – безопасность и разоружение, борьба с нищетой, охрана окружающей среды, права человека, то есть те основополагающие ценности, которые делают честь любой стране, которая их неуклонно придерживается, и позволяют сделать мир лучше. – Содружество является оптимальной формой регулирования региональных процессов и не исчерпало потенциала своих возможностей, – резюмирует Александр Шпаковский. – Лучшим подтверждением обоснованности существования СНГ являются результаты социологического опроса, проведенного минувшей весной Институтом социологии Российской академии наук. В семи из одиннадцати государств – участников Содружества абсолютное большинство опрошенных высказалось за углубление сотрудничества на постсоветском пространстве в экономике, политике и социокультурной сфере. А это значит, что у СНГ есть будущее, основные перспективы которого будут названы в ближайшие дни в столице Содружества – Минске. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
СНГ — оптимальная форма регулирования региональных процессов и устойчивая база для развития евразийской интеграции
|
|