В редакцию TIO.by обратилась одна из участниц автобусного тура, который отправился в евротур еще июле. Тогда из автобуса пропали вещи туристов. Клиентка уверена, что в этом виновата турфирма.
«Еще в марте я приобрела в турфирме «Внешинтурист» путевку на отдых, который предполагал автобусное путешествие по городам Европы и неделю на пляжах в Черногории, – рассказывает Людмила Гетко из Минска. – В путешествие я поехала с подругой. На четвертый день нашего тура мы приехали в Рим, где у нас был запланирован ряд экскурсий. Еще в автобусе нас предупредили о том, что с собой лучше не брать сумки/рюкзаки, поскольку на входе в Ватикан существует досмотр и с громоздкими вещами нас могут просто не пустить. При этом переложить личные вещи из салона в багажное отделение нам не предлагали. Потом нас высадили в одном из районов Рима: мы сами на метро добрались до Ватикана, а автобус отправился на какую-то стоянку. Целый день мы ходили по экскурсиям, а когда вечером подошли к указанному месту, то автобуса там не оказалось. Всю нашу группу отправили погулять еще на полчасика, и, честно говоря, это немного насторожило, ведь до этого момента все было четко по времени и мы нигде никого не ждали – наоборот, нас постоянно предупреждали, чтобы никто не опаздывал. В итоге через какое-то время мы наконец увидели наш автобус и сразу же заметили, что у него оторвана одна из боковых панелей. Как только мы зашли в салон и добрались до своих кресел, то сразу же поняли, что автобус ограбили. Лично у меня пропал ноутбук и рюкзак с личными вещами. Как оказалось, помимо меня пропажу своих вещей обнаружили еще около 15 человек. Мы толком не успели ничего понять, как нам сказали быстрей рассаживаться, ведь автобус уже начинает движение! Все начали кричать, искать свои вещи, а сопровождающий, как ни в чем не бывало, стал рассказывать нам о планах на завтрашний день. Все были в шоке! Никто не понимал, что случилось, многие думали, что пропали вещи и из багажного отсека, все судорожно проверяли, на месте ли их сумки. Мы стали кричать, чтобы автобус остановился, чтобы открыли багажник, чтобы вызвали полицию. Но никто не давал нам ничего сделать. Сопровождающий говорил нам, что полиция уже, наверное, закрыта (время было около 19.30) и никто не будет заниматься нашим делом. Да и вообще, мол, водители уже были в полиции. В конце концов, автобус все-таки остановился, и нам дали проверить багажное отделение. Оно, к слову, не пострадало. Тогда же выяснилось, что ограбление произошло на какой-то неохраняемой стоянке, где водители оставили автобус без присмотра. Пока они ходили по магазинам, грабители оторвали одну из задних панелей транспортного средства и через туалет проникли в салон. Брали то, что ближе лежало. У людей пропали пледы, косметика, одежда, лекарства, зарядные для телефонов, у моей подруги украли пакет с украшениями, одна семья лишилась дорогого электронного девайса, водители говорили, что у них украли навигатор. К счастью, документы и деньги у всех были с собой. Интересно, что о масштабах воровства в итальянской столице нас предупреждали как минимум раза три. Просили следить за вещами, не оставлять без присмотра фотокамеры и сумки. А выходит – сами водители и не досмотрели.
Вечером мы приехали в гостиницу и попросили нашего сопровождающего хотя бы связаться с турфирмой, чтобы он рассказал о случившемся руководству. Надо отметить, что сопровождающий не давал нам абсолютно никакой информации, не хотел как-то помочь или посодействовать. В итоге одна туристка позвонила своим родственникам в Минск, те обратились в турфирму, и только после этого (на следующий день после ограбления) вместо экскурсии по городу Бари нас все-таки отвезли в полицию. Почему мы не пошли сами? Если бы нас ограбили на улице, то, безусловно, мы бы так и сделали. Но тут вскрыли автобус, вещи пропали сразу у 15 туристов, у нас есть сопровождающий. В конце концов, если бы мы пошли в полицию еще в Риме, то автобус просто бы уехал без нас. Надо сказать, что в полицейском участке Бари на нас смотрели как на дураков: ограбление произошло вчера, а вы пришли только сегодня? Несмотря на это, там приняли наше заявление, копии которого мы потом предоставили в турфирму. Дальше автобусный тур продолжился, но, конечно, впечатление от отдыха уже было испорчено. Учитывая стоимость ноутбука, флешек и моих личных вещей, этот тур стал для меня непредвиденно дорогим. На следующий день после того, как мы возвратились домой, несколько пострадавших туристов (и я в том числе) лично отправились в офис турфирмы, чтобы обозначить свои претензии. Так, лично я в своем заявлении указала сумму причиненного мне ущерба и потребовала возмещения стоимости украденных вещей и пропущенной экскурсии. К сожалению, в турфирме нас просто не захотели слушать. Сотрудники компании гоняли нас из кабинета в кабинет, не давали телефоны руководства, делали вид, что не понимают, какая кража, что и где произошло. В итоге с нами пообщался юрист компании, у нас приняли заявления, но сказали, что переправят их в транспортную компанию. Так как именно там они брали автобус для путешествия, то пусть водители и отвечают за то, что произошло. Кстати, позже выяснилось, что водители были предупреждены о том, что нельзя оставлять автобус без присмотра, поскольку у этой компании уже был эпизод с ограблением автобуса». Спустя пару недель Людмиле пришел письменный ответ от туристической компании. В возмещении материального ущерба, а также денежной компенсации за пропущенную экскурсию девушке было отказано. В письме сообщалось, что «в соответствии с договором оказания туристических услуг ни туркомпания, ни перевозчик не несут ответственность за ущерб, причиненный заказчику в результате противоправных действий третьих лиц (хищение денежных средств, багажа, иного имущества, повреждение либо уничтожения имущества и т.п.)». Правда, в качестве возмещения морального ущерба туркомпания готова предоставить туристу скидку в размере 50 евро на любой автобусный тур.
Заместитель директора компании «Внешинтурист» Ольга Маковская прокомментировала инцидент, произошедший с туристами в Риме.
«Я понимаю, что люди, которых обокрали во время автобусного тура, расстроены, – говорит она. – И конечно, чисто по-человечески я им искренне сочувствую. Безусловно, туристическая компания несет ответственность за соблюдение программы тура, за выполнение всех пунктов, прописанных в договоре, но брать на себя ответственность абсолютно за ВСЕ мы не можем. Наша ответственность тоже имеет свои границы! Все туристы читали и подписывали договор, знакомились под роспись с техникой безопасности. К тому же во время поездки сопровождающий несколько раз предупреждал туристов о том, что кражи в Европе – не редкость. К сожалению, вместе с туристами в европейские столицы рвутся нелегальные мигранты, мошенники и карманники из самых разных стран мира. Риск ограбления на улицах Парижа, Рима или Барселоны – просто огромен! Воруют сумки, кошельки, телефоны, документы. Причем работают очень профессионально. Что говорить – у меня самой в этом году вытащили кошелек. И тоже в Риме. Но вернемся к ограблению автобуса. Девушка обвиняет водителей, забывая при этом, что водители – это не охранники! Они должны безопасно доставить пассажира из одной точки в другую. Это их непосредственная работа. Они не обязаны круглосуточно охранять вещи пассажиров. Водители не видят, кто и какие вещи оставил на сиденьях, кто и сколько пакетов положил на полки, кто и сколько чемоданов поставил в багажное отделение. Повторюсь: охранять автобус во время стоянок водители не обязаны. Еще проясню момент с парковками. В Риме нет охраняемых платных парковок для туристических автобусов. Такие парковки, например, есть в Венеции – там под это даже выделен отдельный остров. Но и там сохранность касается прежде всего транспортного средства! То есть за пропавшие личные вещи туристов работники парковки также бы не отвечали. К слову, кражи часто происходят и на охраняемых стоянках. Что касается того, что водители должны были сидеть в автобусе, то попробуйте провести в салоне при 40-градусной жаре и отсутствии кондиционера (кондиционер работает только при включенном двигателе) хотя бы несколько минут? Никто не вправе требовать этого от водителей. Естественно, что наш перевозчик, а в данном конкретном случае мы заказывали транспорт у «Солигорского автопарка», также не взял на себя ответственность за случившееся. Еще хочу прокомментировать слова туристки о вызове полиции. Да, полицию действительно вызывали водители. Что касается туристов, то они должны понимать, что обращение в полицию – это не минутное дело, а серьезная процедура, которая требует нескольких часов. Естественно, что когда туристы все же настояли на обращении в полицию, то это повлекло изменения в экскурсионной программе. Ну а когда полиция ничем помочь не смогла (кстати, на моей памяти не было ни одного случая, чтобы туристам удалось найти воришек и вернуть украденные вещи), то туристы в поисках виноватых дошли до турфирмы, которая отправила их на отдых. Это, к сожалению, тоже не редкий случай. Иногда доходит до смешного – украли на улице кошелек, а виновата турфирма. Не обезвредила преступника! Я понимаю, что людям хочется, чтобы кто-то понес наказание, но не нужно перекладывать на туркомпанию ответственность за свои личные вещи. Мы не можем выплачивать компенсацию всем, кого обокрали во время отпуска. За своими вещами, а тем более дорогостоящими электронными устройствами, каждый должен следить сам. Именно это мы и прописываем в правилах, с которыми под роспись знакомится каждый турист. Я еще раз повторюсь, что сочувствую людям, которые оказались в такой ситуации. Мне искренне жаль, что это произошло во время экскурсионной поездки с нашей туристической компанией. Но, к несчастью, от подобных ситуаций никто не застрахован. Если туристы не согласны с такой постановкой вопроса, то они вправе обратиться в суд».