Программистка высказывается о старой доброй проблеме отсутствия мотивации как о неочевидном результате навязывания гендерных стереотипов.
Когда я говорю о том, что женщин мало в топ-менеджменте и о том, что женщины мало выступают на конференциях, мало публично выражают своё мнение, мне часто отвечают, что мол, да, безусловно, препятствия есть, но ведь и сами не очень-то рвутся, и такая малая представленность — закономерна вследствие малого желания. Вроде бы, женщинам это не надо.
Так вот, что я хочу на это ответить. Если опустить все очевидные подводки социализации к такой ситуации (женщин ориентируют на семью, внушают, что главное в её жизни — мужчина и дети, и что негоже иметь амбиции), остается ещё кое-что. Давайте подумаем, чего женщинам не надо? Больше материальных ресурсов, признания и влияния? От этого мы отказываемся? Скорее, мы отказываемся платить ту цену, которая за это причитается. Отказываемся делать то, что, как кажется, нам не по силам. Любая женщина старше восемнадцати (а некоторые — и к этому возрасту) представляет, через какое количество обесценивания, подлости, агрессии ей придется пройти, чтобы чего-то добиться. Мы отказываемся не потому что нам не нужны ресурсы или признание, а потому что представляем, как это тяжело — идти к ним. Мы сталкиваемся с серьезными препятствиями даже при достижении небольших целей, и нам страшно замахиваться на что-то покрупнее. Мы можем быть уже высосаны борьбой за эти небольшие цели к моменту, когда логично было бы поставить себе планку повыше, и дело тут не в женской природной слабости и более низком, по сравнению с мужчинами, психологическом ресурсе.
Когда женщина отказывается от выступления на конференции, она обычно сознательно отказывается не от финальных аплодисменотов, заинтересованных вопросов и открывшихся карьерных перспектив. Она отказывается от обесценивания, от того, чтобы идти вперед, когда ей ставят палки в колёса, от того, чтобы внаглую предлагать свою кандидатуру, когда организаторы и не подумают выбрать её по умолчанию, отдав предпочтение мужчинам. Мужчинам тоже требуются усилия, чтобы идти вперед, но для женщин на каждом маленьком шаге существуют дополнительные трудности и препятствия, и в сумме их набирается столько, что цена вопроса для мужчин и женщин значительно различается.
Добавьте к этому отсутствие поддержки дома. Когда мужчина двигается вперед, переживает сложный напряженный период, партнерша в большинстве случаев поддержит и эмоционально, и в быту. Когда женщина двигается вперед, партнер чаще сидит в уголке, как хомяк набравший в рот крупы или саботирует успехи женщины, осознанно или неосознанно, потому что ему тяжело допустить мысль о том, что она добивается чего-то значительного.
Отсутствие мотивации к достижениям — такое же следствие дискриминации, как и прямые, фактические препятствия.