Цветная революция: как телевидение разных стандартов охватило планету
04.08.2016 08:46
—
Разное
|
Оказывается, первые системы цветного телевидения появились практически одновременно с черно-белыми — в начале 20 века. 42.TUT.BY продолжает изучать историю телевидения. Сегодня мы узнаем, как на смену черно-белой картинке пришла цветная, а на смену лампам — полупроводники. Еще в 1897 году австро-венгерский изобретатель Ян Щепаник получил патент на цветной «телектроскоп» с качающейся призмой — по сути, цветной телевизор. Но этот прибор никогда не выставлялся на всеобщее обозрение и, по некоторым данным, так никогда и не был построен.
В 1900 году Александр Полумордвинов, лаборант Казанского университета, разработал свой «телефот» (телевизор) со «светораспределителем» и представил его проект на Первом электротехническом съезде в Петербурге. В 1925 году русский изобретатель Ованес Адамян, модернизировав свой телевизор, оснастил его тремя вращающимися дисками и продемонстрировал в Ереване опытные цветные телепередачи. Летом 1928 года изобретатель Джон Бэйрд, считающийся создателем первой успешной системы механического телевидения, смог осуществить цветную телепередачу. Он использовал диск Нипкова с тремя группами отверстий, прикрытых цветными светофильтрами. Годом позже компания Bell Laboratories демонстрировала свою механическую систему цветного телевидения с фотоэлементами, цветными фильтрами и набором зеркал. Но все же механические системы цветного телевидения нельзя было считать успешными. Переворот произошел после внедрения систем электронного телевидения. Правда, первые перспективные системы цветного телевидения были комбинированными: электронная схема построения картинки с механической схемой наложения цвета. Лидировали здесь компании из США. Недостатки первых цветных телевизоровУ ранних систем цветного ТВ было несколько важных недостатков. Один из них — большая сложность и громоздкость конструкции. Приходилось применять по три кинескопа или барабаны с зеркалами и светофильтрами. Доктор Джордж Браун, описывая в автобиографии один такой «тринископ» на 108 лампах, вспоминал, что телевизор был более двух метров в высоту и глубину и 80 см в ширину, при этом экран был диагональю всего 40 см. Вторая проблема — большое число не совместимых между собой стандартов и систем. В погоне за цветным изображением участвовали как отдельные конструкторы, так и крупные корпорации. В США экспериментировали RCA, CBS, DuMont, Philco, General Electric, CTI и другие. Например, фирма CBS добилась разительного уменьшения габаритов своей системы путем помещения кинескопа внутрь барабана с девятью светофильтрами, который вращался со скоростью 960 оборотов в минуту. Другая система CBS — с вращающимся диском вместо барабана. Точнее, с двумя такими дисками, посаженными на одну ось. Диск перед кинескопом разделен на четыре неравных по площади сектора: самый большой — бесцветный, и три поменьше — цветные. При приеме черно-белой телепередачи диск не включался, и зрители смотрели передачу через его бесцветную часть. А для просмотра цветной передачи включался мотор, вращавший диски, и изображение окрашивалось. Отмечая это изобретение, журнал Time поместил портрет директора CBS Фрэнка Стэнтона и изображение цветного диска на обложку декабрьского номера за 1950 год. Такой телевизор с экраном диаметром в 25 см поступил в продажу в 1951 году по цене в 500 долларов. Еще один серьезный недостаток сводился к тому, что часто системы цветного телевидения оказывались несовместимыми с системами телевидения черно-белого. В результате по старым черно-белым телевизорам нельзя было смотреть цветную трансляцию даже в двух цветах. По каким-то причинам в 1950 году Федеральная комиссия по связи, выбирая перспективную систему для внедрения на территории страны, остановилась на предложении CBS, чья система как раз не имела никакой совместимости с черно-белым стандартом 1941 года. Ирония судьбы состоит в том, что из-за запрета на производство цветных телевизоров (вызванного экономией стратегического сырья во время Корейской войны) регулярные передачи в ставшем национальным стандарте CBS длились всего 4 месяца. Цветное ТВ в Советском СоюзеИнтересно, что в Советском Союзе в 1951 году пытались разработать собственное цветное телевидение и в итоге выбрали стандарт в 525 строк и 25 кадров в секунду. Это была полумеханическая система с вращающимся диском, очень похожая на американскую; подобные в то же время испытывали во Франции и Великобритании. В конце 1952-го началось пробное цветное телевещание в Ленинграде, в 1953-м — в Москве. В 1954-м передачи стали регулярными: дважды в неделю; их можно было принимать на телевизор «Радуга». Телевизор на 23 лампах оснащался трубкой диаметром 18 см и цветным диском, который вращался со скоростью 1.500 оборотов в минуту. Аппарат выпустили партией примерно в 100 штук, их устанавливали в телеателье и других публичных местах для массового просмотра. Журнал «Радио» писал: «У многих радиолюбителей возникал вопрос: нельзя ли переделать существующие черно-белые телевизоры для приема цветного изображения? Такая переделка нецелесообразна, так как при ней в приемнике черно-белого изображения должны подвергнуться изменению не только все его схемные элементы (радиоканал, развертки, синхронизация, выпрямитель), но и его конструкция. Проще сделать новый приемник». Советская система цветного телевещания была несовместимой с системой черно-белой, и в конце 1955 года цветные передачи прекратились. Новый стандарт цветного телевиденияРешить проблемы с совместимостью удалось только после внедрения полностью электронных систем. Поначалу и Джон Бэйрд, и некоторые американские компании испытывали системы с несколькими электронными пушками и теневой маской, но эти решения страдают низкой яркостью экрана. Концерн RCA внедряет принцип раздельной передачи информации о яркости и цвете, и в 1953-м его принимают в качестве национального стандарта NTSC (National Television Standards Committee): 525 строк, 60 герц, полная совместимость с черно-белым стандартом 1941 года. В конце августа 1953-го телесеть NBC начинает экспериментальные передачи в новом стандарте. В марте 1954-го в продаже появляется первый цветной телевизор нового стандарта: Westinghouse H840CK15 с экраном в 38 сантиметров. Он стоит 1295 долларов вместе с установкой и в целом продается плохо: из 500 изготовленных экземпляров большинство так и не нашли своего хозяина — даже после того, как цену снизили до 1110 долларов. В апреле в магазинах появляется RCA CT-100: у него экран такого же размера, но стоит он чуть меньше — 1000 долларов. Их изготовили около 4400 штук. В конце 1954-го фирма представила новую модель: RCA 21-CT-55 с экраном в 53 сантиметра. Цена на старую модель СТ-100 разом упала до 495 долларов, а тем, кто уже купил СТ-100, его бесплатно заменяли на 21-СТ-55. Стандарт NTSC начинает завоевывать страны: 1958 — Куба, 1960 — Япония, 1963 — Мексика, 1966 — Канада и Филиппины, 1971 — Барбадос и Гаити, 1975 — Ямайка и Южная Корея и так далее. В результате телевидением NTSC оказались охвачены Северная и значительная часть Южной Америки, а также некоторые страны Юго-Восточной Азии. С конца пятидесятых в Советском Союзе ведутся испытания новой системы цветного телевидения — стандарта ОСКМ («одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией»). Новинка снова получилась чуть ли не полной копией американского стандарта, только что адаптированной под советские технические особенности. Для тестирования этой системы выпускаются полсотни телевизоров модели «Темп-22» и несколько десятков модели «Радуга» (новой конструкции) с одинаковым кинескопом 53ЛК4Ц. Даже внешне телевизоры очень напоминают американские. «Темп-22» так и вовсе почти полная копия модели Admiral C322 Ambassador. К середине шестидесятых от ОСКМ откажутся, и страна перейдет на еще более новый стандарт — SECAM. Французский SECAM и его советская версияЕще с конца пятидесятых во Франции разрабатывают способ кодирования цвета SECAM (Séquentiel couleur avec mémoire). Поначалу он адаптирован под разрешение 819 линий по горизонтали, позже его переделывают под общеевропейский стандарт разложения в 625 строк при 50 герцах. В 1965 году в СССР разрабатывают свою версию «Секама» (под названием «НИИР»), затем, после окончательных доработок, 1 октября 1967 года начинается вещание в Париже и Москве, а 7 ноября с Красной площади уже ведется прямая цветная телетрансляция. SECAM принимается в Греции, Монако и Люксембурге, во французских и бельгийских колониях в Африке, в странах Восточного Блока (за исключением Румынии и Албании) и некоторых государствах Среднего Востока, Монголии, Северной Корее, Вьетнаме. Некоторые другие государства (среди которых - Италия и Великобритания) тестируют SECAM, но позже от него отказываются. Для приема цветных передач выпускают телевизоры «Радуга-4» (с кинескопом диагональю 40 см) и «Радуга-5» (диагональю 59 см), а также «Рубин-401» (тоже 59 см). Одних только «Рубинов» этой модели за шесть лет производства выпустят более 107 тысяч штук; в семидесятых освоят «Рекорды» и «Электроны», «Чайки» и «Садко» и многие другие аппараты. Первый белорусский цветной телевизор — «Горизонт-701» (1974 год) был оценен в 690 рублей, но в серию не пошел. А в 1977-м на прилавках появился «Горизонт-723» (первый советский цветной телевизор со Знаком качества), в ноябре того же года витебчане собрали первые образцы модели «Витязь-722» стоимостью 755 рублей. С января 1977-го все передачи Центрального телевидения СССР ведутся только в цвете, еще через десять лет на «цвет» переведут все местные телецентры. Немецкий PALВ начале шестидесятых в Германии фирма Telefunken ведет разработку собственного стандарта цветового кодирования — он получает название PAL (Phase Alternating Line). Тоже 625 строк и 50 герц, как у создающегося в это же время SECAM; в чем-то похож на NTSC, но несколько сложнее, зато и несколько качественнее. Вещание в этом стандарте начинается в Великобритании в июне 1967 года, чуть позже в том же году — в Западной Германии. Стандарт PAL захватывает те страны, куда не дотянулись NTSC и SECAM. В девяностых около полутора десятков стран отказываются от стандарта SECAM и переходят на PAL. Две трети всех телезрителей мира смотрят передачи в «Пале». Чуть позже рождается шутка: как низко пал «Секам»! Очередная ирония судьбы: со временем французская компания Thomson покупает немецкую фирму Telefunken (разработчика стандарта PAL), французскую Compagnie Générale de Télévision (разработчика SECAM) и права на выпуск аппаратуры под маркой RCA (разработчика NTSC). Германия откажется от PAL в 2009-м, а Франция от SECAM — в 2011-м (и там, и тут перейдут на цифровой стандарт DVB-T), а США в 2015-м окончательно мигрирует с NTSC на цифровой ATSC. Первый транзисторный телевизорНа протяжении нескольких десятилетий в телевизорах использовали радиолампы. Но еще с конца двадцатых годов в лабораториях идут работы над полупроводниками — в будущем они получат название транзисторов. В отличие от ламп, транзисторы не бьются, имеют меньшие размеры и обладают многими другими преимуществами. Вполне закономерно, что транзисторы начали со временем использовать в телевизорах. Уже в 1952 году в корпорации RCA работают над созданием транзисторного телевизора. Постепенно в обиход входят телевизоры на транзисторах. И хоть в их конструкции также имеются и радиолампы, в рекламных целях их называют «полностью транзисторными». Так, в 1959-м американская компания Philco выпускает первый портативный телевизор на транзисторах — Philco Safari стоимостью 250 долларов (еще 5,25 доллара стоила батарея), хотя в нем все же используются две высоковольтные лампы. В 1960-м японская Sony выпускает телевизор TV8−301 с экраном диагональю в 20 см, — он считается первым в мире полностью транзисторным телевизором. К концу шестидесятых появляются и цветные транзисторные телевизоры. Первым таким в США (а вероятно, и в мире) считается телевизор Motorola, разработанный в 1967 году. Японцы пытаются оспорить достижение, утверждая, что первый в мире цветной транзисторный телевизор — это их Sony Trinitron KV-1310, хотя он появился в 1968-м. Ламповые и комбинированные лампово-полупроводниковые телевизоры продолжали выпускаться невероятно долго. Известно, что еще по крайней мере в 1993 году выпускали черно-белые ламповые телевизоры «Рекорд В-312» и «Рекорд-345».
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
42.TUT.BY продолжает изучать историю "убийцы кинематографа".
|
|