Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?. 21.by

Раритетный минский трамвай: тусовщик или музейный экспонат?

13.09.2016 17:06 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Дмитрий Андрюшин, Sputnik.

В тот день, когда первый минский троллейбус МТБ-82Б, отслужив 20 лет на маршруте №1, встал на пьедестал почета в первом троллейбусном депо, в землю было брошено зерно о создании в Минске музея городского транспорта. Случилось это в далеком 1972 году. Первый минский троллейбус должен был стать и первым экземпляром в этой экспозиции, но один недавний жест городских властей, кажется, этот так долго крепший росток подрубил.

Арт-стрит фестиваль Vulica Brasil решил наполнить постфабричную, а ныне прогрессивно-тусовочную Октябрьскую улицу новым содержанием и для своих инсталляций попросил у города несколько старых ненужных трамваев. Художники собираются раскрасить их и переоборудовать под кафе. Идея интересная, туристическая привлекательность просматривается, и наконец-то власти открыты для гражданских инициатив.

Разрисованный вчера в рамках Vulica Brasil музейный трамвай Татра-Т6 на Октябрьской улице. Рядом стоит один из двух сохраненных трамваев РВЗ-6, ожидающий подобной участи.
© Фото: Алексей Поросятьев из открытых источников в соцсетях
Разрисованный вчера в рамках Vulica Brasil музейный трамвай Татра-Т6 на Октябрьской улице. Рядом стоит один из двух сохраненных трамваев РВЗ-6, ожидающий подобной участи.

Только одно но. Под словами "старые и ненужные" Минтранс уразумел экземпляры, вот уже восемь лет хранившиеся для будущего музея. Такое настораживает. И не только потому, что цели у организаторов Vulica Brasil и музейные диаметрально противоположные: у первых изменить функцию старого трамвая и вдохнуть в него барно-коктейльную жизнь, у вторых — сохранить и восстановить его в первозданном виде, сколько отношение Минтранса. Вдруг стало понятно, что у городских чиновников четкого разделения понятий, что есть "музейный экспонат", а что "старый ненужный трамвай", совсем нет…

Почему так не повезло трамваям и троллейбусам

В советские времена отработавшую технику было принято утилизировать на металлолом, и многие модели автобусов, троллейбусов и трамваев, выпущенные тысячными тиражами, остались только в наших детских воспоминаниях — до наших дней дошли в единичных экземплярах. Коммунистическая идеология была рациональной, экономически обоснованной, и в стахановской гонке строительства нового мира старый принято было рушить до основания, не оставляя ничего в назидание потомкам. Похоже, на эти же совковые грабли городские чиновники наступают и сейчас.

Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС (ВСХВ). Разработан как экскурсионный для выставочной линии В на ВСХВ-ВДНХ в Москве. Две единицы данной модели до 1973 года работали в Минске. К сожалению, ни один из них не сохранился.
© Public Domain.
Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС (ВСХВ). Разработан как экскурсионный для выставочной линии "В" на ВСХВ-ВДНХ в Москве. Две единицы данной модели до 1973 года работали в Минске. К сожалению, ни один из них не сохранился.

В Минске за его 130-летнюю историю общественных перевозок удалось сохранить немного: в основном силами работников самих депо, да и то лишь послевоенный подвижной состав. Все на энтузиазме. Не сохранилось ни одного довоенного трамвая, ни одного послевоенного автобуса, и даже редчайшие экскурсионные троллейбусы СВАРЗ с огромными панорамными окнами, отслужив свое, пошли на металлолом.

Примерно в таком состоянии попадают в руки реставраторов большинство раритетов. На фото: междугородний автобус Ikarus 55 Lux.
Примерно в таком состоянии попадают в руки реставраторов большинство раритетов. На фото: междугородний автобус Ikarus 55 Lux.

И теперь для энтузиастов найти в виде бытовки на дачном участке или в болоте остов какого-нибудь редкого Икаруса — это большая удача. Далее начинается дорогостоящая и кропотливая работа по поиску оригинальных агрегатов, деталей интерьера и приведение машины в аутентичный вид. Такой труд может занимать годы. Позволить такую работу могут себе лишь богатые города. Например, в Москве и Санкт-Петербурге уже сформированы сильные коллекции, но и там не все так просто, даже при наличии у городской власти правильного понимания процессов.

Коллекция московского музея Московский транспорт включает более 300 единиц коммунальной техники.
Коллекция московского музея "Московский транспорт" включает более 300 единиц коммунальной техники.

Минскому автобусу не повезло совсем. Курсировавшие по городским линиям машины ЛИАЗ, ЛАЗ, и даже, казалось, вечные желтые Икарусы в хорошем состоянии уже днем с огнем не найдешь.

С троллейбусом дело оказалось лучше, но не намного. Когда территория первого троллейбусного депо отошла под заглохший в итоге инвестиционный проект, легендарный первый минский троллейбус сполз с пьедестала почета под забор троллейбусного депо №2. Там он и стоит. Ржавеет. Изредка ветерана городских улиц выгоняли на линию в честь Дня города, но последние годы о нем забыли. Рядом врастают в землю его наследники на столичных маршрутах: ЗиУ-5 и Зиу-9. Стоят на улице, не законсервированные для долгосрочного хранения.

Музейные Зиу-5, МТБ-82Б, и ЗиУ-9 на сохранении на территории троллейбусного депо №2 города Минска. Состояние техники и условия хранения говорят о многом.
"Музейные" Зиу-5, МТБ-82Б, и ЗиУ-9 на сохранении на территории троллейбусного депо №2 города Минска. Состояние техники и условия хранения говорят о многом.

ЗиУ-5 в свое время коснулась рука рембригады, и троллейбус стал еще меньше походить на свой оригинальный стан: его как-то странно покрасили, причем вместе с колесами. Рассматривая старые альбомы с фотографиями Минска 1970-х вы даже можете и не признать этот троллейбус за минский.

Троллейбус на площади Победы в Минске, 1966 год
© Sputnik/ Александр Моклецов
Троллейбус на площади Победы в Минске, 1966 год

А вот с трамваями в целом, и РВЗ-6 в частности, все было относительно благополучно. До вчерашнего дня. Еще в 2008 году оставили лучшие из сохранившихся экземпляров: в оригинальном состоянии и комплектные до последнего светильника: два вагона РВЗ-6 — это культовый минский трамвай, который отбегал по столичным улицам 42 года, один ЛМ-49, переоборудованный в депо под красный уголок, одну чехословацкую Татру-Т6 и один немецкий GT8M. Все с историей.

Например, немецкие вагоны GT8M выпуска 1969 года появились в Минске в 2002 году задарма. Транспортникам Карлсруэ оказалось выгоднее подарить их белорусской столице, чем оплачивать утилизацию. При этом 30-ти летние немецкие трамваи выглядели почти новыми. Лишь на этом примере можно воспитывать культуру горожан. Хранимые для реставрации, вместе с троллейбусами они должны были стать ядром будущей экспозиции. Словом, мечта реставратора.

Трамваи РВЗ-6, автобусы Икарус-260 и ЛИАЗ-677. Еще недавно казалось бы бегали по минским улицам, а теперь о их присутствии в городе могут напомнить лишь исторические фотографии. 1987 год.
Трамваи РВЗ-6, автобусы Икарус-260 и ЛИАЗ-677. Еще недавно казалось бы бегали по минским улицам, а теперь о их присутствии в городе могут напомнить лишь исторические фотографии. 1987 год.

Стоять тихо в депо и ждать своего часа или на Октябрьской быть пущенным в тусовочную жизнь?

С учетом того, что сохранившиеся "живые" экземпляры на вес золота, ожидаешь от городских чиновников, согласовывавшим проект Vulica Brasil, понимания ценности проделанной в трамвайном депо работы. Но вместо этого два единственных и самых знаковых для города трамвая, сохраненных комплектными и в оригинальном состоянии, они легкомысленно отдают под проекты, которые с музейной точки зрения можно назвать актом вандализма.

Нужны ли Минску музеи о самом себе?

Давайте будем реалистами: улица тусовочная, подвыпившего народа много, кто-то полезет на крышу, кто-то что-то начнет откручивать на сувениры, и где гарантия того, что ночью не придут ушлые ребята и не вырежут драгметалы из электорооборудования? Да и переоборудование вагона под кафе также потребует переделок, которая лишит раритетные трамваи духа времени и исторической ценности. Разве для этого их сохранили?

С музейной точки зрения первое однозначно. У Vulica Brasil свои аргументы — трамваи помогут капитализировать улицу. Какое же из двух зол выберет город?

Мингорисполком делает оговорку, что когда музей случится, то трамваи приведут в первоначальное состояние, но за этой ремаркой даже невооруженным глазом видно, что чиновники не понимают нюансов и специфики дела. Кто и, главное, как будет потом приводить трамваи в порядок? У города нет ни специалистов для таких дел, ни понимания процессов реставрации, ни желания. Закрасить трамваи в граффити будет несложно, а вот привести в исходное состояние и дольше, и дороже — бизнес-плана у этой затеи, подозреваю, не имеется.

Частный ПАЗ-672М, восстановленный энтузиастами ретро-движения. Фотосессия под присмотром хозяина. А что будет с музейными трамваями, если они будут ночевать на улице без присмотра?
© Sputnik/ Дмитрий Андрюшин
Частный ПАЗ-672М, восстановленный энтузиастами ретро-движения. Фотосессия под присмотром хозяина. А что будет с музейными трамваями, если они будут ночевать на улице без присмотра?

Поэтому вывод один: если РВЗ-6 переоборудуют в кафе, идею с музеем городского транспорта придется хоронить.

Получается, городу не нужна своя история, коль на реализацию этих проектов ресурса нет, зато есть инициативные ребята, готовые вдохнуть в прокрустово ложе старой трамвайной формы новое содержание, обещающее туристическую привлекательность недорого и прямо сейчас?

Анти-примером здесь может послужить "Музей истории города Минска". Он хорошо иллюстрирует системную проблему, когда директивные методы не дают результата. Ведь музей создан, функционирует, а про историю города в нем практически ничего нет — периодические тематические выставки художников, фотографов и скульпторов проводятся, а вот городских артефактов, интересно и современно иллюстрирующих быт горожан за его 950-летнюю историю, не собрано. Не получится ли с государственным музеем транспорта такая же мертворожденная история?

Да, вместе с уже существующими коллекциями пожарных машин МЧС, мотоциклов МВД, плюс приложив некоторые усилия по сбору оставшейся в закромах разной техники, Минск еще может сформировать познавательное собрание транспорта, иллюстрирующее коммунальное хозяйство города эпохи развитого социализма.

Празднование 80-летия ГАИ в Минске
© Sputnik/Виктор Толочко
Празднование 80-летия ГАИ в Минске

И, думаю, эта коллекция может быть не менее ярким впечатлением, чем коктейль Молотова в разрисованном граффити трамвае. По крайне мере, западного туриста последним не удивишь. Но напрашивается вывод, что вдохнуть жизнь в музей транспорта Минтранс самостоятельно не в состоянии. Это по силам только идейным фанатам, но сегодня за технику им уже придется побороться с более шустрыми и идейными Vulica Brasil. Выигрывает не тот, кто прав, а кто активнее.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что ждет раритетные минские трамваи и троллейбусы: стоять тихо в депо и ждать своего лучшего часа или на Октябрьской быть пущенным в тусовочную жизнь?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика