"Пошлятина - это сирень". Выставка современного искусства глазами продаваемого художника
07.10.2016 13:56
—
Разное
|
Сегодня в минском Дворце искусства начинает работу выставка-продажа работ молодых белорусских художников «Арт-рынка у нас просто не существует»Давайте определимся в понятиях. Есть работы на заказ. А есть — продвижение идей, творческих проектов, по сути — самовыражение. И в том, и другом случае можно зарабатывать. Только на заказ в Беларуси чаще всего хотят монументальное искусство — витражи, мозаики, те же настенные росписи. А что касается самовыражения, то придется смириться: арт-рынка у нас просто не существует. Например, мои работы покупают исключительно москвичи либо зарубежные коллекционеры. Наша публика не готова ни к эпатажу, ни к додумыванию: все должно быть просто и ясно. Поэтому большинство художников смотрит на Запад, работают на западные галереи, ну или параллельно занимаются росписью, мозаикой, витражами. «Когда видят полотно contemporary art, почему-то сразу включается — «за что тут платить — да я и сам так смогу»Если мы берем фотографов, то у них есть стабильная такса — от 150 долларов за фотосессию и дальше. C художниками все сложнее: арт-рынка нет — не на что опираться: кто-то продаст за тысячу, кто-то за три. Условно говоря, кто сколько «вырубит», «впарит», «впулит». Главное, что все же стоит понимать: если автор ставит цену — там априори ничего неадекватного нет: человек посчитал все издержки — аренда мастерской, материалы, свое время и т.д. И это касается абсолютно любого направления искусства. А то у нас же люди очень любят детализацию: когда они видят, как художник умирает, 4 месяца сидя в мастерской и прописывая какой то натюрморт в стиле французской живописи 18-го века, то они думают — «ага, за это можно платить». А когда видят полотно contemporary art, почему-то сразу включается — «за что тут платить — да я и сам так смогу». Так вот — не можешь! Попробуй — и поймешь, что самую простую загогулину и ту нарисовать не так-то легко. И в видимую простоту, скорее всего, вложено не меньше труда и самоотдачи, чем во «французский натюрморт» на продажу. А про себя могу сказать: в этот раз мои работы выставляет галерея, так что стоимость определяли они. Единственное, что я не буду выставлять работы задешево, потому что я знаю, что я их в любом случае продам. «Пошлятина — это сидеть, писать сирень и лайки на фейсбуке собирать»Я за современное искусство, за конфликт со зрителем. Именно с этого начинается диалог. Но у нас очень понятная публика: нарисуешь монашку с фаллосом, скривятся — пошлятина. А по мне пошлятина — это сидеть, писать сирень и лайки на фейсбуке собирать. Ребята, есть же понятие резонанса. И сейчас совсем другое время, другие технологии. А все эти пейзажи, натюрморты — писаны-переписаны, ну сколько уже можно? Мы же всё это уже делали в Академии! Я думаю, искусство должно вызывать человека на дискуссию, он должен додумывать, анализировать, формировать свое мнение, наполняться. А что за мысли вызовет куст сирени?! «Дворец искусств — это государственное учреждение, и все перестраховываются»Мне первый Салон гораздо больше понравился — было больше эпатажа. Он был новый, еще никто толком не знал, что и как. В результате получилось нечто антисоциальное, в воздухе витал аромат андеграунда и декаданса. Сейчас же кажется, что вместо того чтобы сделать по-настоящему хорошую выставку, делают красивое мероприятие — экран там инновационный, VIP-гости и минимум раздражающих картин. Создается впечатление, что работы вывешивали как раз по этому принципу. «Фиги» мои не выставили, у Ярошевича была работа с кунилингусом — ее тоже нет. Потому что все-таки Дворец искусств — это государственное учреждение, и все перестраховываются, смотрят — стоит вешать, не стоит. И лучше бы, конечно, чтобы работы укладывались в рамки менталитета современного среднестатистического белоруса. Так что, с одной стороны, мы вроде как голосуем за Беларусь, за современное искусство — но при этом самые современные, актуальные вещи не выставляем. Тех же Михаила Гулина и Антонины Слободчиковой в этом году уже нет. Кстати, достаточно многие художники не то что сюда не попали, просто отказались здесь участвовать. «Осенний салон» для меня — просто имиджевое мероприятие»А почему мне не поучаствовать? Я о себе заявлю — сделаю пару хороших фотографий в Instagram. Я знаю, что здесь я ничего не продам. У меня есть потенциальные клиенты — я буду работать с ними. Так что «Осенний салон» — просто имиджевое мероприятие: я могу показать, чем я занимаюсь. Могу пригласить друзей, коллег — посмотреть на мои работы в среде. Кроме того, небезынтересно, как мои работы будут взаимодействовать с работами других художников. Я со многими учился — можно посмотреть, что они сделали. «Искусство — это свободомыслие, демократия»Идти на выставку все же нужно просто потому, что таких крупных социальных мероприятий у нас больше нет. Искусство — это ведь свободомыслие, демократия. А у нас это не слишком приветствуется, поэтому никто толком им и не занимается. Так что «Осенний салон» — это знаковый проект, который делает такой своеобразный срез того, что сейчас происходит в художественной среде. Здесь представлены очень разноплановые вещи — от пейзажа до каких-то инсталляций, и каждый зритель для себя что-то найдет. Хотя бы один квадратный сантиметр ему понравится, вызовет отклик. 5 имен, на которые обратить вниманиеЯ голосую за современное искусство. Мне важно видеть, что художник работает с осознанием того, что он делает, у него есть четкое видение, художественная позиция. Павел Шаппо, Василий Зенько, Павел Омелюсик, Татьяна Кондратенко делают очень интересные вещи. На арт-объекты Семена Мотолянца я еще в интернете обратил внимание: он очень неожиданно работает со шрифтом. Вот сейчас вживую их увидел — выглядят очень достойно и интересно.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Накануне AFISHA.TUT.BY прогулялась по выставочным залам с одним из участников Салона и по совместительству продаваемым белорусским художником Олегом Костюченко. |
|