"Землетрясение": 5 из 10. Фильм, который спекулирует на жалости
01.12.2016 09:22
—
Разное
|
Фильм-катастрофу « После просмотра «Землетрясения» я подошел к девушке, которая вытирала слезу, и спросил: «Почему вы плачете?». Она ответила: «Потому что невозможно не плакать, когда показывают умирающих людей». Я добавил: «А фильм вам понравился?». Она ответила: «Нет». Эта ситуация кратко, но емко иллюстрирует выходящий в широкий прокат фильм-катастрофу. «Землетрясение» страдает, как и многие современные российские фильмы, слабой драматической составляющей, где драма — наличие постоянного конфликта, усложнения ситуаций и необходимость выбора для героя. В «Землетрясении» действие (основа классической структуры фильма) долго стоит на месте, а необходимый для фильмов-катастроф квест здесь присутствует в малых долях. Перипетии авторы картины заменили (местами вульгарно) многочисленными кадрами погибших людей или людей, скорбящих над телами родных. Но поскольку к развитию самой киноистории это относится мало, то зрителю приходится скучать. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Увлекательных фильмов-катастроф хватает. Начиная с основоположников жанра — «Аэропорта» и «Вздымающегося ада» — до современных «Титаников». Даже если кино не представляло собой динамичного квеста, зрителю предлагали необычную яркую историю на фоне катаклизма. Можно привести пример китайского фильма «Афтершок» 2010 года. В результате Таншаньского землетрясения брат и сестра оказались прижаты плитой так, что спасти можно было только одного ребенка. Матери пришлось выбирать, кого оставить жить. «Афтершок» — история о чувстве вины, которое будет преследовать женщину всю жизнь, история надломленной психики ребенка, но не из-за катаклизма как такового, а из-за сложного выбора матери, которая, считай, отказалась от дитя. «Землетрясение» проигрывает другим фильмам жанра, поскольку демонстрирует неинтересных персонажей. Зритель плачет, не потому что ему жалко конкретного героя, а потому что смерть — это априори печальное событие, тут любого жалко, кто уходит из мира, ребенка, старика, мужчину, женщину. Но покажи авторы героя Святого, который погибает, а негодяй, скажем, остается жить — и тут уже зритель зарыдает: о, как бог несправедлив. После просмотра «Землетрясения» могут быть слезы, но не будет катарсиса. Потому что зрители слабо сопереживают героям. Авторы фильма спекулируют на человеческих чувствах жалости, сострадания. Так, люди плачут и на похоронах. Потому что грустно. Но никто ведь не называет похороны искусством. Творческий человек из изображения смерти должен слепить высказывание какой-либо мысли. Ибо то, что смерть трагична, нам и так понятно, а видеть в режиссере Капитана Очевидность не хочется. Для подтверждения тезиса можно привести любой классический фильм со смертью в финале. Например, хрестоматийный «Кинг Конг». Гибель гигантской гориллы рождает сильные эмоции, но не потому, что все мы защитники животных и «птичку жалко». Зритель плачет, осознавая, что даже в обезьяне таится любовь, а вот в людях ее не сыскать, в отличие от жестокости, которая и приводит к смерти Кинг Конга. Хорошие фильмы переворачивают мировосприятие человека, стучатся в душу, как говорят. Сложно представить, чтобы после просмотра «Землетрясения» у зрителей изменились жизненные ценности. А значит, это напрасное кино.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фильм-катастрофу "Землетрясение" можно увидеть в кинотеатрах Минска с 1 декабря. |
|