"По млечному пути": неполиткорректная фантасмагория. 21.by

"По млечному пути": неполиткорректная фантасмагория

10.01.2017 09:32 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Русскоязычный прокат нового фильма Эмира Кустурицы "По млечному пути" начнется 12 января. В прошлом году лента эта очень весомо претендовала на престижную награду "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля. Но в силу каких-то причин жюри киномэтров отдало свое предпочтение четырехчасовой филиппинской драме "Женщина, которая ушла".

Ходили слухи, что по-другому и быть не могло. Что смутьян Кустурица снова наплевал на политкорректность и выставил "плохими парнями" совсем не тех, кого требует конъюнктура. Да еще и суперзвезду Монику Белуччи завлек!

Хотя Венецианское жюри дало бы "Льва" кому угодно, хоть черту лысому — только не тому, кто его, по большому счету, больше всех заслуживает.

Лучший друг животных

Фильм дался Кустурице не сразу. Сюжет долго вынашивался. Был рассказ "Сто бед", выходивший на русском языке в одноименном сборнике. Потом была короткометражная новелла в сборнике "Разговоры с богами". И вот, наконец, полный метр, два часа.

Собственно, видна эволюция сюжета. От сухих строчек рассказа — по сути, синопсиса с репликами — к более зримой короткометражке. И вот сюжет оброс дополнительными линиями, яркими героями, завихрился поворотами и заблистал нюансами. И вот перед нами — феерическое зрелище с песнями, танцами, пейзажами, красивыми и яркими людьми. Да и много еще с чем. Нет разве что милых сердцу великого сербского режиссера цыган.

Зато есть животные. Кустурица, оказывается, большой друг четвероногих, крылатых и даже гадов ползучих. В "Млечном пути" на голове у Кустурицы (а он же исполняет и главную роль) сидит настоящий охотничий сокол. Прямо в кадре Эмир обнимается со змеей и кормит изо рта мандаринкой медведя. Похоже, что не фотошоп и не спецэффекты.

Вообще, животных в фильме много. И они, как ни удивительно, но именно играют. И гуси, и свиньи, и осел, и бараны, и змея, и сокол. И как-то ведь режиссера слушались. Как? Неведомо.

Красота без гламура

Ну а людям в таком случае сам Бог велел Кустурицу слушаться и плясать в абсолютно буквальном смысле под его дуду. Фильм очень музыкален. Балканских плясок в нем, правда, немножко поменьше, чем в прочих полотнах, но запоминаются они надолго.

Есть феерическая галерея сербских солдат, один из которых с запредельной гениальностью шевелит ушами в такт разудалым пляскам. Есть совершенно умопомрачительная актриса Слобода Мичалович — знойная брюнетка, которая сыграла настоящую оторву, бывшую чемпионку Югославии по спортивной гимнастике.

Премьера фильма По млечному пути
© Sputnik Екатерина Чеснокова
Премьера фильма "По млечному пути"

Очень хороша, без всякого сомнения, Моника Белуччи. Она хороша, понятно, уже не юной свежестью, а именно своей зрелостью. Мудростью, если угодно. Она, например, совершенно не гламурно доит корову, катается в багажнике какого-то сомнительного рыдвана и, тем не менее, полна очарования. И — да! — она плачет под старый советский фильм "Летят журавли". В общем, играет не статусную и изнеженную гламурную фифу, а именно человека труда с нелегкой судьбой. В традиции Михаила Калатозова, который, на секундочку, когда-то получил Гран-при Канн именно за "Журавлей".

Сам Кустурица — отнюдь не супермен. Показательна одна сцена, когда герой Кустурицы встречается с будущим родственником — лучшим киллером от Сомали до Афганистана, жутким и зловещим типом. Происходит обмен взглядами, и без всяких слов становится понятно, что герой Кустурицы — так, музыкантишко, никчемный на войне человек. У зрителя без всяких усилий включается телепатия. Но так и предусмотрено создателем фильма.

И, возвращаясь к теме влияния на Эмира Кустурицу советского военного кинематографа… Знаете, какая сцена в фильме — самая лирическая, самая, можно сказать, эротическая? Это эпизод, когда Моника Белуччи пришивает Кустурице ухо. Так-то.

Красноречие образов

Сюжет, если разобраться, — тоже вполне советский. Идет война где-то не то в Хорватии, не то в Боснии. Объявляют перемирие, во время которого натовский десант подвергает геноциду сербскую деревушку. Спасаются только Кустурица с Моникой. Но за ними гонятся натовские "киборги". Что характерно — в нацистских касках.
Вообще, никакой любви, никакого пиетета ни к НАТО, ни к США Кустурица не лелеет. И отмалчиваться не пытается. Зло прямым текстом названо злом. Но еще до всех этих страстей исполняется развеселая песенка, смысл которой: "Не будет вам никакого покоя, пока жив Большой Брат-убийца".

Очень любопытны образы. Вот, например, старинные часы, которые идут исключительно назад и кроваво травмируют тех, кто пытается их настроить. Вот петух перед зеркалом, который дерется сам с собой.

Или вот как показана противоборствующая сторона междоусобного конфликта — самый тупой боец бодается на спор с бараном, проигрывает. Никакой злобы. Так, по-доброму.

И еще один образ, душераздирающий. Это — стадо баранов, которое "киборги" гонят на минное поле. Тревожный, на самом деле, образ. Особенно на фоне многих постсоветских событий.

Фильм запредельно смешной, печальный (в концовке в зале рыдали все) и вопиюще, совершенно антилиберальный. Понятно, что венецианское жюри отдаст Гран-при любому филиппинцу, только бы не инакомыслящему. А Кустурица, как ни крути, — антиконъюнктурный бунтарь. Одной ногой он уже в вечности. Ну и, так получилось, затягивает туда милейшую Монику Белуччи.

Отрадно, что одним этим фильмом великий маэстро переплюнул всех российских, сидящих на миллиардных (в рублевом эквиваленте) бюджетах "мастеров культуры". 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Колумнист Spuntik Лев Рыжков о новом фильме Эмира Кустурицы "По млечному пути", премьера которого запланирована в Беларуси на 12 января.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика