"Никто не говорит, что чипсы нельзя даже пробовать". Как школьников учат основам здорового питания. 21.by

"Никто не говорит, что чипсы нельзя даже пробовать". Как школьников учат основам здорового питания

14.09.2017 08:36 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Мода на здоровый образ жизни добралась и до белорусских школ. Уже шестой год в младших классах изучают основы здорового питания на факультативных занятиях. GO.TUT.BY выяснил, как устроена программа этого факультатива и чем он полезен для учеников от первого до четвертого класса.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Факультатив по здоровому питанию выбрали 74 тысячи детей

Еще в 2011 году Министерство образования утвердило программу факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» для 1−4 классов. Авторами учебных пособий стали филологи и педагоги начальной школы, а рецензентами — специалисты Минздрава. В качестве эксперимента Минобразования подготовило тысячу учебных пособий и направило их в школы по всей Беларуси.

— Мы хотели понять, насколько факультатив будет востребован. Из-за отсутствия культуры питания у детей развиваются заболевания пищеварительного тракта и авитаминоз, появляется повышенная утомляемость и избыточный вес. Оказалось, что дети записываются на занятия целыми классами. В прошлом учебном году этот факультатив выбрали 74 тысячи детей по всей стране, — рассказывает один из авторов учебных пособий Лилия Кузнецова, начальник организационно-аналитического управления Национального института образования.

Всего в белорусских школах в 2016 году, по данным Белстата, учились 982 тысячи детей. То есть факультатив по здоровому питанию посещали около 7,5% школьников. Напомним, в отличие от уроков факультативы школьники могут выбирать и ходить на них по желанию.

«Все четыре года дети живут словно в сказке»


Столовая. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Основа программы «По ступенькам здорового питания» — знакомство с правилами здорового образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека, семейных традиций, собственных предпочтений и национальной культуры.

— Все четыре года дети живут словно в сказке: их задача — перевоспитать неотесанного героя учебника Ням-Нямчика. В книжках для первоклашек, по легенде, Ням-Нямчик даже не знает, что перед едой надо мыть руки, и не отличает полезные продукты от не слишком полезных. Школьники учатся этому сами и «рассказывают» в учебных тетрадях Ням-Нямчику о культуре питания, правилах этикета, национальных белорусских традициях. В книге для четвертого класса Ням-Нямчик «улетает» обучать своих друзей, — говорит Лилия Кузнецова.

С каждым годом программа факультатива усложняется. Например, первоклассники лишь знакомятся с «пирамидой» полезности продуктов, витаминами и минералами, дарами лесов и садов Беларуси. Они изучают личную гигиену школьника, важность воды, хлеба и каш для организма. Во втором классе темы становятся более конкретными, например: летние и зимние режимы питья, закаливание и профилактика заболеваний, полезные свойства отдельных продуктов — рыбы, «молочки», белковой пищи.

В третьем классе школьники знакомятся с основами биологии — полезными свойствами жиров и углеводов, энергетической ценностью пищи. Они сами стараются планировать рацион питания на завтрак, обед и ужин. В учебном пособии для третьеклассников есть даже урок по правилам похода в магазин. Детям рассказывают, как ориентироваться в условных обозначениях на упаковке и обращать внимание на сроки годности. Ученики четвертых классов в комплексе рассматривают вопросы питания и физической активности.

«Никто не говорит, что чипсы нельзя даже пробовать»


Фото: Reuters

— Детям нравится запоминать продукты, чтобы потом использовать их в приготовлении блюд по рецептам. Дома они вместе с родителями, следуя записям в тетрадке, сервируют стол, готовят салаты, устраивают чаепития. Уникальность учебной программы в том, что в процесс обучения вовлечена вся семья, — делится наблюдениями Лилия Кузнецова.

Интересно, что в учебных пособиях нет выражения «вредные продукты», а только — «полезные» и «не очень полезные».

— Всего должно быть в меру. Например, никто не говорит, что чипсы нельзя даже пробовать. Мы объясняем: иногда вы можете съесть что-то не очень полезное, но не стоит каждый день сидеть у компьютера и хрустеть.

Программа факультатива по здоровому питанию построена так, чтобы дети не скучали. Например, на занятиях по теме «Цветы и плоды» четвероклассники знакомятся с натюрмортами известных художников, а на вебинарах белорусские школьники созваниваются по Skype со сверстниками из России и рассказывают друг другу про национальные кулинарные традиции.

— Иногда учителя проводят факультативы на свежем воздухе или водят детей на экскурсии. Например, тему «Поход в магазин» рассматривают именно на практике, — говорит Кузнецова.

Для педагогов, которые хотят преподавать курс «По ступенькам правил здорового питания», в Академии последипломного образования и Национальном институте образования проходят специальные семинары.

— Но это необязательно — любой учитель младших классов может вести такой факультатив. Программа доступна во всех школах Беларуси. Если минимум 5 человек из параллели хотят посещать занятия, для них уже могут организовать группу, — объясняет Лилия Кузнецова.

 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мода на здоровый образ жизни добралась и до школ - учащиеся младших классов теперь изучают правила питания на факультативных занятиях. GO.TUT.BY выяснил, почему...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика