Эксперт о сотрудничестве и соперничестве в разведывательной сфере
21.11.2017 13:54
—
Разное
|
Руководители разведслужб стран СНГ подписали 4 апреля 1993 года Алма-Атинское соглашение, в котором официально отказались от работы друг против друга. Весьма показательно, что к этому соглашению тогда присоединились и враждующие между собой Армения и Азербайджан. При этом стороны отказались не только от работы друг против друга, но и от работы с территории друг друга против третьих стран. Мониторинг соблюдения этого соглашения был возложен на всех участников. А в рамках Совета глав органов безопасности и спецслужб стран СНГ было предусмотрено создание некой "группы разборов" на случай нарушения данного соглашения. ![]() Итак, после создания СНГ сторонам удалось договориться об отказе от агентурной работы друг против друга (чуть ли не решающим аргументом для этого стало общая советская школа внешней разведки и хорошие личные отношения руководителей вновь созданных органов безопасности независимых государств между собой). В рамках ОДКБ, безусловно, есть координирующие органы разведок стран-участниц. Беларусь как ближайший партнерСоответствующие контакты имеются и по линии Союзного государства Беларуси и России. Правда, тут есть определенные организационные различия: если в России политической разведкой по закону занимается отдельный орган исполнительной власти — СВР РФ, то в Беларуси внешняя разведка входит, по образцу СССР, в состав единого КГБ страны. Белорусская разведслужба, по оценкам специалистов, сохранила лучший опыт времен СССР и, несмотря на свою немногочисленность, относится к одной из наиболее эффективных в мире. Указом президента №116 субъектами внешней разведки в Беларуси определены: КГБ (Главное управление внешней разведки), Вооруженные силы (Главное разведывательное управление при Генштабе) и Погранкомитет. Разведчики последних двух структур, очевидно, выполняют узкоспециальные задачи. 17 октября этого года президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с главой СВР России Сергеем Нарышкиным заявил, что разведорганы РФ и РБ работают в "теснейшем контакте". Что может быть приоритетом такого сотрудничества?Не секрет, что Москва и Минск весьма настороженно относятся к усилению военного присутствия НАТО в Восточной Европе, у границ Союзного государства. Белорусская сторона весьма внимательно наблюдает за тем, что происходит на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии. Попытки срыва Украиной мирных инициатив на востоке страны и возможный ввод миротворческого контингента ООН в Донбасс, безусловно, вызывают самое пристальное внимание разведорганов РФ и РБ. Как известно, Минск уже предложил свой контингент для миротворческой операции в Донбассе. Это вызвало весьма прохладную реакцию как на Западе, так и в соседней Польше (а польские спецслужбы традиционно активны на постсоветском пространстве). Но решение о численности миротворческого контингента, как и о странах-участницах, после принятия соответствующей резолюции СБ ООН будет отдано на рассмотрение Военно-штабного комитета ООН. Учитывая высокую подготовленность ВС Беларуси, знание языка и менталитета населения в районе миротворческой миссии, а также позитивное отношение украинского населения к Беларуси, шансы Минска на участие в данной миротворческой операции весьма велики. Также Александр Лукашенко заявил, что "в сотрудничестве разведывательных органов обеих стран, тем не менее, есть определенные вопросы". Видимо, речь шла о координации работы разведслужб РФ и РБ в вопросах экономической безопасности. Так, объективно Москва и Минск должны сотрудничать в проектах транзита российского газа через белорусскую территорию в Западную Европу. Как известно, этим планам оказывается самое серьезное сопротивление, в том числе и на уровне западных спецслужб. Образец для ЕАЭССистема сотрудничества разведорганов РФ и РБ может стать образцом для ЕАЭС. Какие направления могут стать приоритетными в разведывательной работе в рамках Евразийского союза? Ситуация на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии, и возможный экспорт терроризма из этого региона сейчас головная боль не только для России, но и спецслужб всех стран ЕАЭС и более широко — СНГ. Широко известно, что на территории Сирии в составе многих террористических образований (не только ИГИЛ) воюет много выходцев из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Агентурная работа среди этих общин боевиков весьма затруднена, как для российских, так и сирийских спецслужб. В то же время именно боевики, прошедшие боевые действия в Ираке и Сирии, сейчас наиболее опасны в плане террористической активности не только для своих стран. Предлагаемое некими экспертами введение визового режима с Центральной Азией не решит данной проблемы, визы не останавливают террористов. Основная ставка должна делаться на получение превентивной информации о готовящихся терактах, и тут разведслужбы стран ЕАЭС просто обречены на сотрудничество. Аналитики указывают, что на Сирии процессы дестабилизации вряд ли остановятся, и зона нестабильности может переместиться уже в сторону Каспийского бассейна. С учетом запасов углеводородов в этом районе противостояние может стать затяжным. Может возникнуть законный вопрос: зачем экономическому союзу, которым в первую очередь является ЕАЭС, нужна столь специфическая сфера деятельности, как внешняя разведка? Во-первых, документы о создании Евразийского союза предполагают координацию деятельности стран-участниц в сфере внешней политики. Разведка — это та же внешняя политика, только не афишируемая ее часть. А во-вторых, отметим, что и Евросоюз с 2015 года приступил к созданию единой службы внешнеполитической разведки (с прицелом прежде всего на постсоветское пространство). Так что создание органов ЕАЭС по координации разведдеятельности было бы весьма логично и своевременно. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусская разведслужба, по оценкам специалистов, является одной из наиболее эффективных в мире, отмечает политэксперт Иннокентий Адясов. |
|