"Главное - не уйти в депрессию и не впасть в истерику": Валентина Мороз о том, как быть режиссером в Беларуси
03.02.2018 08:40
—
Разное
|
Сегодня в арт-пространстве «Верх» пройдет документальный
Этот спектакль поставила режиссер и педагог Валентина Мороз. Она уверена, что традиционный театр больше не отвечает требованиям настоящего времени, и не затрагивает те темы, которые волнуют зрителя. Она строит свой театр, исследуя новые способы обучения актеров. Сегодня, в рамках цикла интервью О детских мечтахДевочкой я хотела стать дрессировщицей хищных животных, балериной и дизайнером одежды… Все сошлось! Теперь нужно ставить новые задачи. О поисках своего кругаПосле студенчества я не стремилась работать в гостеатре, преподавала в театральном лицее, поняла, что чахну и мне нужен глоток свежего воздуха. И я уехала учиться дальше режиссуре в Москву, в магистратуру Центра имени Мейерхольда и Школу-Студию МХАТ. Надо на каких-то этапах отчаянно впрыгнуть в новую ситуацию, чтобы получить импульс на ближайшие лет 10−15… Это со мной и произошло. Я получила образование другого качества, были мастер-классы, встречи, которые изменили сознание. После этого вернулась в Минск, здесь была семья. Но поняла, что с тем бэкграундом, который у меня есть — я вообще тут не вписываюсь! Не могу встроиться в профессиональную среду. В нашей стране театры традиционно государственные, независимые проекты рождаются редко и живут недолго. Я считаю, что в городе отсутствуют независимые площадки, нет возможности найти деньги на постановку, а театральный менеджмент только зарождается. Я хотела найти какую-то свою компанию. Искала несколько лет. В итоге пришла в ECLAB, где вместе с куратором Оксаной Жгировской стала соруководительницей концентрации «Современное искусство и театр», я курирую театральное направление, Оксана — современное искусство. У нас было уже два выпуска. О театреТеатр в Беларуси становится все более декоративным. Я не против традиционной модели театра, но там почти не предоставляют свои площадки для создания спектаклей по текстам современных авторов, не принимают иные модели художественных высказываний. А в итоге театральный язык практически не меняется. Театр чаще представлен таким, каким он был в 80-е годы, 90-е, и сейчас мало что изменилось. А мы — уже другие, и нужен другой разговор, иной способ взаимодействия со зрителем. В Беларуси все происходит очень медленно, но я уверена, я знаю, что есть люди, готовые ступить на эту территорию. Мне повезло найти свое место. То, что наша программа (Современное Искусство и Театр) существует не в специальном образовательном учреждении — это очень хорошо. Темы, которые мы заявляем для выпускных работ, мы можем исследовать более объемно и привлекать коллег из смежных областей. Наш театр аскетичен, почти нет декораций, мы используем только стулья — как и положено в ситуации «бедного театра». Амбиции растут, конечно, и в последний проект мы приглашаем художника для создания более сложного визуального ряда. Используем и сценический свет, но не так как в традиционном театре, потому что цели у нас — другие, а возможности пока невелики. О других целяхМы можем открыть новую для зрителя проблему, как в постановке «Убежище» о семейном насилии. Нам интересно говорить на темы, обсуждение которых не выносится в публичное пространство, так что наши зрители не совсем в курсе того, что им предстоит увидеть. Мы готовы к любой реакции публики, и отмечу, что зрители часто остаются после спектакля на обсуждение. Вообще-то театр не должен развлекать и быть приятным. Он может быть раздражающим и вызывать какие угодно чувства: агрессию, обиду, желание вступить в конфликт с создателями спектакля. Наша цель — предложить важную тему для разговора. Одна из героинь спектакля «Убежище» после показа сказала, что только в зале, слушая свою же историю, которую рассказывали со сцены, вдруг впервые осознала весь ужас того, что с ней произошло в жизни. Для нее это имело терапевтический эффект. О публикеТеатр — это диалог со зрителем. Нам не нужна сцена-подиум, нужно пространство, где мы находимся на одной линии со зрителем. Нет позиции «пристройки сверху». На наши спектакли приходит в основном молодежь 20+, и уже есть постоянные зрители, нужное количество зрителей мы быстро набираем по регистрации, в течение суток. Значит, есть запрос на такой театр как наш. Человека не интересует какая-то отвлеченная театральная история, ему интересен разговор о нем самом, важен диалог, полемика, обратная связь. Социальный документальный театр — очень честный. О жизниЯ сама выбираю свою судьбу, и понимаю, что тот путь, который выбираю, не принесет мне особых денег или большого успеха. Но я занимаюсь тем, что мне интересно. Мне кажется то, что я делаю, важно и для меня, и для той территории, где я живу. Безусловно, преодолеваю трудности, условия для работы неидеальны, но мне интересно, и вокруг меня появились люди, важные для меня, интересные и творческие. Не такие, которые утром приходят на службу, потому что трудовая книжка там лежит. А это люди, которых невозможно заставить делать то, что им самим неинтересно. О гендерных стереотипахТрадиционно отношение к женщинам-режиссерам снисходительное, потому что на этом поле привыкли видеть мужчин. Сознание и традиции в нашей стране патриархальные. 20 век — век авторитарной режиссуры… И мужского театра. А мужчинам не очень свойственна гибкость и дипломатичность, чтобы дать всем высказаться и объяснить причину принятого решения. Так что профессия режиссера, я думаю, постепенно становится женской. потому что время ставит другие задачи. О том, как это — быть режиссеромДля этой работы нужна самодисциплина, ответственность, воля, терпение безграничное, потому что актеры и драматурги — народ крайне эмоциональный и чувствительный. А ситуацию надо держать под контролем, даже когда нет ни сил, ни терпения. Надо делать вид, что все хорошо и ты спокойна. Конечно, нужен еще ряд профессиональных качеств: художественное чутье, наблюдательность, воображение… А еще — не оптимизм, но некоторый запас выживаемости: чаще всего делаешь все вопреки, так что должен быть внутренний стержень, чтоб не впасть в депрессию и не уйти в истерику. Пожалуй, это качество — устойчивость. Работая с социальными проблемами в театре, понимаешь, что устойчивость — психологическая — просто необходима. Я даже не предполагала, что может быть так тяжело находиться месяцами в тяжелом поле переживаний наших героев-персонажей — в поле человеческой боли (осознала это, когда мы работали над проектом о насилии). О совсем личномМое имя — Валентина- мне всегда не нравилось, за жизнь я к нему так и не привыкла. Папа настоял, и я стала Валентиной, но так чтоб менять свое имя — я никогда и не задумывалась над этим. Тем более есть «компенсация» — мое отчество — Норисовна! Так что почему нет? Много ли людей с таким отчеством? И в итоге в целом звучит красиво: Валентина Норисовна. А сокращенный вариант — Валя — это просто ужасно… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В рамках цикла интервью "Женщины в искусстве", мы поговорили с Валентиной о том, каково быть женщиной-режиссером в Беларуси.
|
|