Докатится ли волна банкротств в российском авторитейле до Беларуси?
30.03.2018 16:00
—
Разное
|
«Независимость» и Genser — два самых громких банкротства крупных дилерских сетей в 2017−18 годах в России. Причем «эпидемия» началась довольно давно. Еще в 2015 году стали появляться сообщения о первых закрывающихся автосалонах, а в 2017 году их было уже 100. Никто не предполагал, что с рынка уйдут крупные игроки. Но как раз они в силу многих причин оказались наиболее уязвимы. Грозит ли такая участь белорусскому авторитейлу? Откуда проблемы?
Проблемы у Genser возникли после ухода с рынка концерна GM — продажи массовых моделей бренда составляли пятую часть в общих продажах автосети. Пришлось закрыть и перепрофилировать пять автосалонов, что потребовало существенных финансовых вливаний. Потом резко упала прибыль от продажи автомобилей Nissan. А дальше проблемы начали накапливаться, как снежный ком.
Первые звоночки о проблемах «Независимости» начались с того, что некоторые дилеры перестали выдавать оплаченные машины. И если представительство BMW Group Россия за свой счет согласилось отдать авто покупателям, то, например, Volvo предоставило право клиентам самостоятельно решать вопрос с дилером. В 2017 году контракты с автосалонами «Независимость» разорвали все автопроизводители и бренды. В конце ноября прошлого года дилер закрыл все салоны и объявил о банкротстве. Причины банкротства — в неправильном управлении и нескольких стратегических ошибках в развитии. Понадеявшись на скорое восстановление рынка после кризиса 2014 года, компания вложила большие средства (кредитные) в дальнейшее развитие инфраструктуры. Но упали как продажи новых автомобилей, так и рентабельность авторитейла. Заработки не те и не тамВ 2012—2013 годах дилер зарабатывал на «бюджетнике» до 2500−3000 долларов. То есть, просто занимаясь продажей новых авто, можно было безбедно существовать, не особенно заботясь о том, чтобы наращивать клиентскую базу, развивать сервисные программы и всеми силами удерживать клиентов. Сегодня маржинальность резко упала. Доход с одного проданного автомобиля варьируется в районе 500−700 долларов. Причем это касается как российских, так и белорусских дилеров. В этой ситуации чистые продажи хорошо, если позволяют дилерскому центру просто выживать. Особенно если дилер занимался продажами автомобилей, собираемых вне ТС. Поставки европейских и азиатских брендов сократились до минимума. Относительно неплохо чувствуют себя только представители премиальных и люксовых марок. Традиционно они меньше подвержены падению спроса в кризисные времена. А иные так и вовсе демонстрируют устойчивый рост. В Санкт-Петербурге в 2017 году обанкротился один из дилеров марки Kia. Притом что предприятие из года в год увеличивало продажи. В 2017 году было реализовано более 750 автомобилей. Но и это не помогло. Одной из причин игроки рынка называют низкую маржинальность. Продажи растут, а на прибыли автодилера это никак не сказывается — импортер устанавливает минимальные наценки. Правда, другие бизнесмены признают, что с маркой просто надо уметь работать, и желающих получить контракт с Kia — очередь. Корейский бренд растет из года в год, и конкуренция среди дилеров очень велика. На что надеяться дилерам?Очевидно, что в авторитейле назревает кризис. И падение продаж — лишь одна из многих его причин. Проблема в том, что меняется рынок и правила игры на нем. Прежние бизнес-технологии скоро перестанут работать. Уже сегодня российские импортеры переводят на себя клиентские базы, централизуют маркетинг и аккаунты в соцсетях. Производители все чаще называют дилеров не иначе как «хабы», что в переводе с английского означает «перевалочный пункт». И из этого отношения примерно понятно, какая участь уготована автодилерам. Даже рост рынка в 2017 году не значит, что скоро все вернется на круги своя. Очевидно, что в авторитейле вот-вот выкристаллизуется новая бизнес-модель. Будут это интернет-продажи, прямое дилерство или что-то еще — неизвестно. На коне в краткосрочной перспективе будут те, кто придумает, как сократить издержки при одновременном повышении продаж. Как аукнется кризис в авторитейле в Беларуси?Проблемы российского авторитейла, безусловно, отразятся и на белорусском рынке, правда, по признанию председателя БАА и директора импортера Volkswagen Сергея Михневича, прямой зависимости между событиями в России и Беларуси не наблюдается. — Это не коснется напрямую Беларуси в силу причин, зависящих от политики импортера. Проблема российского авторитейла во многом лежит именно в политике импортеров. Они загоняют дилеров в жесткие рамки стандартов, которые требуют нести определенные затраты, не покрывающиеся операционной деятельностью, — говорит Сергей Михневич. Для российских мегаполисов, где очень много дилеров, также характерна избыточная конкуренция. Она также убивает экономку этих предприятий. В Беларуси политика ценообразования и маржинальность не отличаются от российских, но политика импортеров, которые остались в Беларуси, немного более взвешенная и дает возможность вести экономически прибыльный бизнес, позволяющий даже делать кое-какие инвестиции. — Еще одна причина кризиса, характерная для российского авторитейла, в том, что в ожиданиях роста рынка были приняты определенные инвестиционные решения, но потом грянул кризис. Дилеры оказались не в состоянии обслуживать взятые на развитие огромные кредиты, — объясняет Сергей. По словам Сергея Михневича, сегодня автомобильный бизнес даже в Беларуси живет не за счет продаж автомобилей, а за счет сервиса. Та доходность, которая есть на автомобилях, «съедается» кредитами и налогами. Дилеры, продавая автомобили, стремятся в первую очередь сохранять и расширять клиентскую базу послепродажного обслуживания. — Чтобы выжить дилеру сейчас, ему нужно каждый год продавать машин не меньше, чем годом ранее, чтобы не уменьшалась клиентская база. Для разных автоцентров эти цифры разные. Для кого-то это 100 машин, для кого-то меньше или больше этого количества. Но если автоцентр продает меньше 30 машин в месяц, его клиентская база весьма скудна. Дилеры будут себя уверенно чувствовать тогда, когда будут продавать не меньше 1000 авто в год. Если меньше, то это уже рискованная модель бизнеса, — признается Сергей Михневич. И все же ситуация на белорусском рынке, на наш взгляд, будет меняться. Как уже говорил эксперт Сергей Михневич, доходность дилеров от чистой продажи автомобилей стремится к нулю, а то и вовсе убыточна. Это первый фактор. В этой ситуации приоритет отдается развитию послепродажных услуг — сервис, запчасти. Можно отметить резкое повышение интереса со стороны дилеров к развитию такой услуги, как trade-in. И если пару лет назад его рассматривали как дополнительный стимулирующий инструмент для покупки нового авто, то уже сейчас trade-in становится способом дополнительного заработка для предприятия. Второй фактор — сокращение модельных рядов. Постепенно происходит скатывание к мономоделям — локомотивам продаж, как Volkswagen, Kia, Hyundai. Но для продажи двух-трех моделей не требуется большой шоу-рум, квалифицированный персонал, умеющий находить личный контакт с клиентом. По большому счету все сводится к быстрому оформлению договора. Словом, пока белорусам можно не опасаться массового закрытия дилерских центров. Но то, что авторитейл будет принимать какие-то новые формы, несомненно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В России сейчас разоряются как одиночные автосалоны, так и крупные сети. Что ждет белорусский авторитейл? AUTO.TUT.BY разбирался в причинах происходящего.
|
|