Мы все хотим жить весело, дружить, путешествовать, делать что-то хорошее и важное. Но среди нас есть люди, которые не могут делать какие-то вещи так, как другие – ходить, видеть, слышать, говорить или думать. Это случается из-за болезни или травмы, а иногда бывает, что человек с такими особенностями рождается. Состояние, когда человек имеет какие-то физические или психические  ограничения, называется инвалидностью.

Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения, как «калека», «дефектный», «слабоумный», «псих» и т.п.

Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по сути своей, являются ярлыками и оскорбительными стереотипами. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем, и как ведем себя по отношению к другим людям.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии.

Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными.

И даже если человек считает се­бя воспитанным и деликатным, не лишним будет прислушаться к ре­комендациям о том, что нужно принимать во внимание при общении с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности.

Достаточно использовать слова и понятия, не создающие стереотипы: человек, имеющий инвалидность (вместо – калека, дефектвный); человек в инвалидной коляске (вместо – колясочник); человек с задержкой развития (вместо – отсталый, слабоумный); человек с нарушением слуха (вместо – глухой); слабовидящий человек (вместо – слепой).

Все корректные слова и выражения, которые приводятся здесь – более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью». Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги – это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива – к уважению и нормальному человеческому общению.

Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя – и многое прояснится само собой. И, в конце концов, наши  слова – это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

В. Ф.ОРЛОВА, учитель-дефектолог  ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района».

Информацию читайте в номере 101-104 от  04.04.2018 г.