Мода для size плюс и много швейных фирм
11.04.2018 09:56
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness Онлайн-магазин От «самописной» площадки к «Игре престолов»: как все начиналось— В прошлом году об одном из наших основателей Сергее Холодинском писал известный белорусский портал. Сергей отвечает сегодня — как программист — за работу сайта НВО. Американской компании, снявшей «Секс в большом городе», «Игру престолов» и другие известные сериалы. Редактор в последний момент чуть не сняла материал с публикации. Казалось невероятным, что парень без технического образования работает программистом в Нью-Йорке — он точно не врет? Программировать Сергей действительно научился сам. На его 19-летие нам, его друзьям, не хотелось дарить ерунду. И мы решили спросить у Сереги что он хочет. Какие там мечты у 19-летнего парня — ну, копит на новый телефон. А он такой: «Ребята, подарите деньги, мне на книгу по С++ не хватает». Первый сайт Сергей придумал и создал сам, учась в брестком политехе на финансиста. Идея была в том, чтобы сделать площадку, которая позволяет «сводить» вместе потенциальных оптовых покупателей и производителей одежды. Это был простенький сайт с контактами фирм из Бреста. Не многие знают, но в лучшие годы в городе насчитывалось до 350 различных производств женской одежды — впечатляющий и малоизвестный пример развития предпринимательства в стране. Мода и белорусские производители стали нишей, которая, с одной стороны, находилась буквально рядом, и вызывала интерес у покупателей из России, а с другой — полностью отсутствовала в Сети. Проект начинался как некоммерческий. У нас не было ясности, как монетизировать информационный сайт. В 2004 мы ходили по разным адресам предлагая владельцам швейных фирм разместить информацию о себе за $ 10 в месяц. Тогда швейные производства часто находились на первых этажах зданий. Идешь вечером по району, смотришь, где в окнах светятся мощные промышленные лампы, и звонишь в домофон. Первые «бизнес-переговоры» вели именно так — дальше домофона нас не пускали и часто даже не выслушивали до конца. Пока однажды случай не свел с директором одного из таких предприятий. Он как раз курил на крыльце, выслушал нас, спросил «сколько?» и мы ударили по рукам. После этого мы уже начинали диалог с фирмами с того, что «Андрей Степанович с нами». Так постепенно набрали пул фирм для сотрудничества. Правда, когда приходило время рассчитываться, нам приходилось снова обходить все адреса рекламодателей и заново объяснять, кто мы и чего хотим. От этого мы быстро устали, и стало понятно, что надо делать что-то еще. Запуск розничных онлайн-продажВ 2009-м мы попробовали первые продажи женской одежды через интернет. На первом этапе инвестировали в проект около $ 5 000 собственных средств, и затем регулярно пускали в оборот прибыль. Учились у известных западных компаний Zappos и Amazon техническим новинкам, взаимодействию с клиентом через сайт, уровню сервиса, который надо предлагать клиенту. Сергей как раз за год до этого выиграл Green Card и уехал попытать счастья в Америку. Поначалу занимались только оптовыми продажами через сайт. В те годы был высокий спрос на белорусские товары со стороны средних и мелких российских предпринимателей, частных лиц. В регионах России не было своих производителей одежды, а крупные торговые сети туда еще не пришли. Так что на этом фоне российских клиентов не смущала покупка одежды через интернет. Мы открыли такой локальный «голубой океан». Наибольшую трудность в то время представлял вопрос безопасности сделок. Многие боялись перечислять свои деньги по предоплате в другую страну, боялись интернет-мошенничества. Мы, в свою очередь, опасались поставлять товар без оплаты. Пришлось выстроить целую систему работы с такими возражениями и заручиться хорошими отзывами текущих клиентов. Розницей мы поначалу не занимались, потому что к ней совсем другие требования: это сервис, примерка, возврат, с оптовыми продажами все гораздо проще. Но с течением времени мы неожиданно для себя обнаружили, что давно работаем в этой нише. Постоянно кто-то просил выслать платье «на юбилей», «свадьбу сына», «выпускной дочери» — и мы всем шли на встречу. Так мы открыли первый офис, завели телефон и стали расширяться. На первом этапе разделили обязанности на три категории: менеджмент, финансы и сайт, соответственно. Каждый из троих партнеров занимался одной из этих функций. Серьезные решения принимались сообща. Уже через пару лет после старта Александр Авдеев смог оставить свою работу на госпредприятии и полностью переключиться на проект. Но наш путь не был безоблачным: на своих ошибках учились тоже. Как мы пережили кризисБольшие проблемы начались в 2014, когда обрушился курс российского и белорусского рубля. Покупательская способность сильно упала, количество заказчиков снизилось на треть, а средний чек упал в два раза в долларовом эквиваленте. Но хуже всего была обстановка неопределенности, когда руководитель не понимает, насколько затянутся негативные тенденции. В такой ситуации вообще не ясно, как сильно надо сокращать затраты, если кризис затянется. Или наоборот — если кризис будет скоротечным, надо стараться всеми силами сохранять прежний уровень затрат на персонал, маркетинг и сайт, в надежде нарастить свою долю за счет других игроков, которые уйдут с рынка. В итоге был выбран план развития по пессимистичному сценарию:
Такие непопулярные меры не нашли поддержки у одного из партнеров и в разгар кризиса он ушел. Это был удар. Третий партнер увел с собой часть сотрудников и покупателей. Но финансовая пропасть рядом с тобой заставила работать еще активнее. В итоге мы смогли внедрить CRM-систему, запустили активные продажи. Контроль за всеми расходами сделали жестким, оптимизировали складские запасы. Появился KPI для ряда сотрудников. И это лишь малая часть из того, что кризис «заставил» нас сделать. Компания выходит из кризиса более сплоченной и управляемой: примерно с первого квартала 2016 рынок перестал падать. Курсы валют стабилизировались и появилась какая-то стабильность во внешних факторах. Теперь будущее все больше зависело от принимаемых нами мер:
Что мы сделали после кризисаПрежде всего, мы несколько лет планомерно реализуем принцип Zappos — «free shipping, free return, overnight (1 business day) shipping»: бесплатная доставка, бесплатный возврат, доставка в течение суток. Хотя с последним, надо признаться, пока не всегда получается — при технологии marketplace большая часть товара на момент заказа еще у поставщика, и нужно время, чтобы получить его на свой склад и отправить клиенту. Сезонные распродажи. Мы проводим большую работу среди поставщиков и убеждаем их значительно снизить цену на определенные категории товаров. Например, на те, сезон которых уже проходит, или на остатки, которые состоят из неполных размерных рядов. Цены на товары в отдельных категориях действительно снижены на 30, 40 и даже 50%. Наш расчет такой: придя за привлекательным товаром, на котором мы ничего не зарабатываем, клиент возьмет что-то из регулярного ассортимента, или, по крайней мере, оставит нам свой e-mail и номер телефона, по которым мы сможем показать ему свою рекламу в будущем. Ставку мы делаем в основном на тех, кто уже является нашими клиентами и имеет опыт (надеюсь — хороший) покупок в магазине. Это гораздо более эффективно, чем работать с «холодным» трафиком из рекламных систем. Возврат клиентов. Делаем это разными способами:
ПродвижениеСейчас посещаемость нашего сайта — около 130 000 человек в месяц, что сравнимо, например, с посещаемостью одного из магазина Jysk в Минске в первые месяцы работы. И в этом году мы впервые отпраздновали «День 300 заказов». При продвижении делаем ставку на почтовые и смс-рассылки, социальные медиа, seo-продвижение, размещение в различных каталогах — словом, недорогие, но эффективные каналы. Контекстной рекламы не так много, так как стоимость конверсий по этому каналу в нашей отрасли высока. Интересный канал — соцсети. Наша официальная Кроме того, в «Одноклассниках» остались еще инструменты для малобюджетного или даже бесплатного продвижения и раскрутки группы, в том же Facebook с небольшими бюджетами серьезное комьюнити не развить. Но мы зарегистрированы и в Fасebook и в Instagram, где у страницы 19 тыс. подписчиков. В 2016 году мы в первый раз попробовали работать с блогерами — свадебным распорядителем Алиной Балаш, титулованной гимнасткой Мелитиной Станютой и др. Это был хороший опыт. К недостаткам я бы отнес: Сложность: заранее предсказать результат сотрудничества. Кроме того, таким каналом нельзя пользоваться постоянно: хороший блогер просто не допустит превращения своего паблика в рекламную площадку. Но удивительно то, что аудитория некоторых блогеров сопоставима с тиражом СМИ, а видеоблогеры могут потягаться по популярности с телеканалами. И ведь это обычные люди! Например, одна из моих любимых видеоблогеров — дама за 60, которая просто и доступно показывает, как приготовить привычные блюда. Ее аудитория около 200 000 подписчиков. В чем мы видим конкурентное преимуществоПо сути, мы играем на том же поле, что и Lamoda, Wildberries, только иначе. Наша уникальность — это, прежде всего, ассортимент. Да, он меньше чем у этих гигантов, но мы практически не пересекаемся в смысле брендов. Наш стиль одежды лучше подойдет деловой женщине большого города, тогда как у Lamoda скорее стиль casual и молодежные тренды. Наш стиль лучше подчеркнет женственность, при этом он может быть и офисным, и праздничным. К тому же, значительную часть нашего ассортимента занимают товары от 50 размера и выше. Мы одеваем реальных женщин, чьи фигуры часто отличаются от стандартов. Помогаем им чувствовать себя красивыми. К тому же качество белорусской одежды отличается от турецкой или китайской, покупательницы это ценят, а мы на этом качестве и своем сервисе зарабатываем. Традиционно примерно половина продаж приходится на Россию. У этого две причины: высокий уровень доверия россиян к товарам из Беларуси, и пока еще более низкий уровень развития собственного швейного производства. По ряду объективных причин мы пока не можем дать клиентам из России высокий уровень сервиса: тут и сроки доставки дольше, и отсутствие возможности примерки. Поэтому в среднесрочной перспективе концентрируемся на продажах в Беларуси. В 2017 году мы пересмотрели подходы к дальнейшему развитию:
Прошлый год мы закончили с прибылью. Сегодня в штате 40 человек и офис занимает более 500 м. кв. Самый большой отдел — клиентского сервиса. Именно эти люди общаются с клиентами по телефону и в различных мессенджерах (скайп, вайбер). Средний возраст нашей команды — чуть более 30 лет. В этом возрасте все новое воспринимается довольно просто, изменения внедряются легче, а значит и бизнес в целом более гибкий и устойчивый. Главный офис находится в Бресте, так как здесь сконцентрирована большая часть белорусских средних и малых предприятий по пошиву женской одежды. В ближайших планах — открытие дополнительных пунктов выдачи товаров в Минске и Бресте. Выручка компании за 2017 составила более $ 2 млн в эквиваленте. В начале 2018 открылся шоу-рум и пункт выдачи заказов в Минске. Товаров там, конечно, меньше чем в интернет-магазине (онлайн представлено более 17 000 наименований), но стоят они на 20% дешевле, чтобы людям было проще «попробовать» наши товары. До сих пор техническая компонента бизнеса остается нашим сильным конкурентным фактором. В нашем техническом отделе 5 человек, и все они работают удаленно из разных городов Беларуси, не считая Сергея, который координирует команду из Нью-Йорка. То, что мы выбираем программистов без оглядки на их место проживания, существенно расширяет выбор. Сама работа выполняется так же эффективно благодаря современной системе постановки и контроля задач. Для этих целей мы используем сервис Trello, рекомендую его всем средним и малым командам разработчиков. Благодаря тому, что мы самостоятельно ведем ряд технических и маркетинговых разработок, мы смогли стать резидентом Брестского научно-технологического парка. Так что советую всегда смотреть и по сторонам в поисках дополнительных возможностей. Чему нас научил собственный бизнес: советы предпринимателямЛюдям, которые хотят построить собственный бизнес в онлайн-коммерции, советовали бы быстрее переходить от желаний к действию, не бояться первых трудностей и постоянно учиться у лучших. В ближайшие годы с e-commerce все будет хорошо, это современная форма торговли, которая приходит на смену старым форматам. 1. Находить корень проблемы. Вероятно, это самое полезное качество. Зная откуда «растут ноги», можно работать с любой ситуацией, а не постоянно находиться в стадии тушения пожара (лечения симптомов). Этот скилл может помочь как с устройством на работу (понять, кто принимает решения, кого хотят видеть), так и с решением различных бизнес-задач (вместо ожесточенной лобовой борьбы с конкурентами, нахождение новых океанов и рынков сбыта). 2. Способность действовать, а не постоянно прорабатывать все возможные сценарии и варианты. Во многом благодаря молодой амбициозности и активности и получился mirtrik. Порой нужно принимать рискованные шаги и просто делать, нежели рассуждать о высоких материях. Сейчас я активно работаю над восстановлением и развитием этого критически важного, но, к сожалению, несколько притупившегося навыка. Ну и спортивное упрямство, спокойствие, умение найти контакт с разными людьми. 3. Не стоит расслабляться, даже когда ситуация выглядит очень благоприятно. Не стоит каждый раз находить ноу хау и принимать радикальные решения (например, нанимать директора сразу же после университета), зачастую имеет смысл применить проверенные годами и поколениями решения. 4. Нести моральную и финансовую ответственность за все происходящее. Если что-то пошло не так, вероятнее всего зада была поставлена не четко или (и) люди не поняли важность и нужность. В обоих случаях ответственность лежит на руководстве. 5. Быть терпимее (work in progress). Порой бывает трудно осознать, что когда-то молодой и динамичный стартап дясителетней давности сформировался и является отдельной сущностью со своим характером, привычками и мировозрением. 6 Доверять людям и давать им возможность решать различные вопросы самостоятельно, не вклиниваясь каждые 5 минут со своими умными замечаниями. Например, мне как тех специалисту и изначальному создателю первой версии сайта было чрезвычайно сложно дать кому-то еще возможность вносить изменения в плод моих трудов и фантазий, поэтому с первым наемным программистом Андреем мы проводили часы в спорах о нахождении верного решения проблеме. Об инструментах для роста и развития бизнеса, новых технологиях, котоыре помогают достигать усрпеха в разных сферах бизнеса, будут рассказывать спикеры мастабнейшего форума «Про бизнес» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Онлайн-магазин «Швейная традиция» начался с попытки студента-финансиста сделать в Бресте сайт объявлений, на котором местные производители одежды искали оптовых...
|
|