"На Дне Воли переживали из-за проверок". Как многодетная мама продает картошку фри из фудтрака
13.04.2018 12:44
—
Разное
|
Светлана Шпилевская всегда была активной девушкой. Во время первого декретного отпуска сдала на права, выучила английский. После второго декрета задумалась об открытии своего дела. «Зачем мне на 200% выкладываться на кого-то, если можно на себя?» — задает риторический вопрос она. По случайности ее друг занялся ремонтом фудтраков, а муж на тот момент уже много лет импортировал в Беларусь картофель фри. Так многодетная мама стала владелицей небольшой сети передвижных точек, где готовят и продают это блюдо. Как белорусы реагируют на людей, которые перекусывают на ходу, и почему девушки справляются с работой в фудтраке лучше мужчин — в материале AFISHA.TUT.BY. «В первый раз вышли на работу, и тут же — санслужба»В свое время Светлана Шпилевская училась на экономиста в БНТУ, потом получила степень MBA, работала финансовым менеджером в европейской компании. Впервые об открытии своего дела задумалась, когда родились близнецы. Мальчишки часто болели, и мысль о больничном в полтора месяца, пока переболеет вся семья, загоняла в тупик. — Открывать салон красоты, как часто делают девочки, мне не хотелось. Я в этом не эксперт. Я была уверена, что моя «тема» придет ко мне сама. Так и получилось: друг стал покупать старые фудтраки (кафе-фургоны с мобильной кухней. — Прим. TUT.BY), переделывать их, а я заставляю их «работать» — отстраиваю бизнес-процессы. Брать кредит на запуск бизнеса Светлане не пришлось: с покупкой нужного оборудования (фритюрницы и прочее) помог муж. — Я получила беспроцентный кредит благодаря своему семейному положению, — шутит собеседница. — Работаю, отдаю эти деньги. Затраты были небольшими — около тысячи долларов. Вопрос, что именно Светлана будет продавать из фудтрака, не стоял. Компания ее мужа уже 20 лет импортирует в Беларусь картофель фри из Европы. Да и диссертацию она защитила по теме «Стратегия продаж картофеля фри в системе HoReCa», учась при этом в свое время на кафедре экономики и управления на транспорте. — Все сложилось: мои способности, природные данные, образование, опыт. Я углубилась в вопрос, узнала, что такое глубокая заморозка. А настроить все процессы, четко поставить задачи для меня не в новинку. Весь прошлый год Светлана активно работала. Первым мероприятием, куда приехал ее фудтрак, был фестиваль авиационного спорта «Пронебо». — Продавцы впервые вышли на работу, и тут же — проверка. Санслужбы заходят внутрь, проверяют санкнижки. Настоящее боевое крещение. Но когда закончился фестиваль и мы посчитали выручку, очень воодушевились. Потом было ужасное падение: за участие в фестивале, это был A-fest, просят много, а отдача маленькая (проблему плохих выручек точек на фудкорте на A-fest мы затрагивали в «Если в Минске едят на ходу, люди думают, что человек невоспитанный»Светлана продает тот же картофель, что импортирует ее муж. Какой именно сорт ее компания закупает, не рассказывает: коммерческая тайна. — Имея доступ к производителю и мониторя новинки, я могу что-то выбирать первой. Это хотя бы какое-то подспорье, чтобы иметь преимущество. — Картофель — это высокомаржинальный продукт? — Я бы сказала, что сегодня маржинальность средняя. Из-за конкуренции рынок удерживает цену, даже если повышается цена в закупке. Цена за 200 граммов картофеля фри по-бельгийски в BulbaFrites — 5 рублей. Светлана говорит, что если посчитать стоимость 100 граммов, то это даже дешевле, чем в больших фастфуд-сетях. — Обратите внимание, что ни в одном фастфуде не пишется граммовка. Визуально вам кажется, что картошки достаточно. Но порции обозначаются как «маленькая», «стандартная», «большая». Это все хитрости маркетинга и не более того. Может быть, это и дороговато для обычной жизни — 5 рублей за 200 граммов картошки. Но для фестиваля это нормальная цена. Владелица бизнеса рассказывает, что они могут фасовать порции по 200, 400 и 800 граммов. Однако иногда могут убрать из меню не только 800-граммовые порции, но даже и 400-граммовые. — Так было с Vulitsa Ezha, это вынужденная мера. Ведь человек одной порцией наестся и больше ничего не захочет купить. А это фестиваль еды и гости должны попробовать все. — Сформирована ли в Минске культура быстрого перекуса? — Я считаю, что нет. Наши люди в этом плане снобы. Из нас брызжет желание кого-то порицать. Идешь ты, ешь на ходу, а о тебе думают: «Какая-то невоспитанная пошла». Но мне кажется, что надо быть проще и уметь радоваться за других. В Европе урбанизация на другом уровне, и поесть на ходу — это необходимость, и времени, чтобы размышлять, кто и что о них может подумать, у европейцев нет. «На Дне Воли очень переживали из-за проверок»Одним из последних мероприятий, где стоял фудтрак Светланы, был День Воли у Оперного театра 25 марта. Светлана признается, что заработать на празднике удалось хорошо: взнос за участие был символический. Но в какой-то момент у точки образовалась очередь: большинство гостей просили 400-граммовые порции, а мощностей, чтобы обслужить всех быстро, не хватало. — Мне было абсолютно все равно, какие политические взгляды у наших покупателей. Для меня это были просто голодные гости. Думаю, даже сами организаторы были удивлены тому, что получится просто хороший городской праздник. Единственное, команда очень переживала из-за проверок. — Всегда можно найти, к чему придраться. А накануне, за неделю, на мою личную почту от Энергонадзора пришли памятки, как что должно быть с электрикой. И я поняла, что к организации подходят очень серьезно. Светлана говорит, что проверок она не боится и к вопросам правильности оформления документов, соблюдения санитарных норм и прочих нюансов относится строго. — Организаторы мероприятий уже знают: если зовут меня, то все будет аккуратно, как у девочки: документы — в порядке, безопасность — в порядке. Все будет вкусно. Все-таки мужчины по-другому к этому относятся. Так сложилось, что среди сотрудников Светланы тоже практически одни девушки. — Хоть это и не женский бизнес: носиться с проводами и переключателями, всегда иметь под рукой контакт электрика на любом мероприятии. Но парни при наплыве посетителей теряются, девушки в этом смысле более многозадачны и работают тремя руками, понимая друг друга с полуслова. «Я просила у старшего сына разгрузить с папой машину и сваливалась спать»Светлана считает, что сегодня бренд BulbaFrites достаточно узнаваем среди тех, кто интересуется городской жизнью. Каждые выходные она получает как минимум несколько звонков с вопросами, где можно встретить их фудтрак. За год работы, говорит собеседница, она набралась столько опыта, будто работает в этой сфере уже 10 лет. — Работаю на износ и не получаю зарплату. Почему? Я вижу результат, вижу, как мое дело живет. На сегодня я почти рассчиталась со всеми долгами, могу за счет оборотов инвестировать в машину, платить людям зарплату. Но главное — сеть контактов. Нас узнают. Тяжелым временем после быстрого старта и входа в рынок стала зимовка. Все-таки фудтрак — бизнес сезонный. Зимой важно было сохранить команду, поэтому участвовали в некоторых фестивалях, на которых почти не зарабатывали. В этом году в городе будут работать четыре фудтрака BulbaFrites. К концу сезона их станет пять. — Даже если я в прошлом году не сама стояла за прилавком, я все равно топталась вокруг машины. Потом приезжала домой, говорила старшему: «Леша, разгрузите с папой машину», — и сваливалась спать. Моя загруженность помогла отстать от него и дать ему повзрослеть. Ведь часто мамам тяжело отпустить своих детей. А вот младшие дети, которые заканчивают первый класс, и вовсе рады новой маминой работе. — Им нравится, что почти каждые летние выходные они на какой-то тусовке. Муж приезжает вместе с ними на фестиваль, а они довольные. Они меня, как и я их, ругают, если я сижу в телефоне. Правда, я там по работе отвечаю на вопросы в инстаграме, но им это пока непонятно. Зато когда считаем выручку, они говорят: «Мама, ты заработала столько денег, ты такая богатая!». У них есть понимание, что мама сильная. В этом сезоне фудтрак будет постоянно стоять на Октябрьской улице, ведутся переговоры о работе на фудкорте фестиваля «Рок за Бобров» и множестве других мероприятий. — В этот сезон я вхожу подготовленной, с багажом, знаниями и опытом. План мероприятий расписан на все лето, подсчитаны обороты. Моя цель отладить работу так, чтобы ко мне подошли как-нибудь и спросили: «А вы франшизу продаете?». Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как белорусы реагируют на людей, которые перекусывают на ходу, и почему девушки справляются с работой в фудтраке лучше мужчин - в нашем материале.
|
|