За свои 29 лет Саша Пашкович успел открыть и закрыть кафе, поработал в сфере финансов и продавал детские вещи. 5 лет назад он открыл магазин с одеждой от китайских брендов – и теперь объясняет, почему стыдно плохо думать про made in China.
– Сам я из Глубокого. После универа открыл там кафе. Потом работал в Минске в лизинговой компании, – рассказывает Саша. – Как-то у меня был отпуск. Я ехал с товарищем на машине и в шутку ему предложил открыть магазин одежды. Он согласился.
Через три дня у нас были билеты в Стамбул, а через 10 я написал заявление об увольнении. Как сейчас помню этот день: написал заявление, вышел, включил трек Коржа «Время» – это реально был один из самых счастливых дней в моей жизни. Я действительно рисковал, потому что в этот же день мне предложили стать начальником отдела продаж.
белорусы боятся вести бизнес. в том числе бизнес с китаем
Вот уже несколько лет Саша продает вещи из Китая в своем магазине в центре Минска. Почему именно китайские вещи? Потому что, по мнению Саши, Китаю нет равных. Он высокотехнологичный и быстрее многих стран – все тренды сейчас появляются там.
– Мне кажется, что с китайскими партнерами довольно просто вести бизнес – сегодня есть куча оптовых онлайн-площадок. Одни из них – 1688 и Alibaba. Это гигантские платформы, где находятся такие же продавцы, как и на AliExpress, только оптовые. Ты можешь заказать не огромную партию товара, а всего 10–20 единиц. Они открыты и готовы работать со всеми.
В Минске есть ряд компаний, которые «под ключ» смогут организовать вам доставку товара: поговорят с поставщиком, съездят к нему на склад в Китае, проверят все, что вы заказали, и отправят со всеми документами. Кажется, это легко, но у белорусов, по словам Саши, и по поводу made in China, и по поводу открытия собственного бизнеса сплошные фобии.
– Главное – начать. Не сложно привезти из Китая товар, просто люди боятся делать это из-за отсутствия информации. Они не знают страну, не знают, в какой город лучше ехать, боятся языка – но все это быстро решается и приходит с практикой.
По словам Пашковича, надежного партнера в Китае можно найти по рекомендациям других предпринимателей или смотреть рейтинги и отзывы на оптовых сайтах. Правда, эти сайты на китайском языке, поэтому надо сидеть с переводчиком или делать выбор только по картинке.
– Конечно, в Китае, как и в любой стране, можно попасть на кидалово, но там много образованных и честных людей.
Пока Саша покупает небольшие партии товара: одежду для магазина можно заказать в оптовых шоу-румах, где представлены разные местные производители. Шоу-румы находятся в огромных торговых центрах, некоторые из них – в 9 этажей: кто-то делает свой бренд, кто-то копии, а у кого-то мультибрендовая точка. Клиент любого уровня может приехать в такой центр и закупиться. А с перевозкой, упаковкой и растаможкой могут помочь специальные компании, которые этим занимаются.
В любом китайском городе можно найти все что угодно, но там в основном сконцентрирована одна конкретная отрасль. В Гуанчжоу – легкая промышленность, в Шэньчжене – заводы по выпуску электроники. В городе Фошань – более тысячи мебельных фабрик. Соответственно, сюда за мебелью съезжается весь мир.
– Еще очень важно понимать местные мелочи, – добавляет Саша. – Например, китайцы не любят цифру 4, потому что на китайском она приравнивается к слову «смерть». Поэтому там в некоторых лифтах этой цифры вы не увидите. Зато обожают цифру 8 и красный цвет.
китайцы ВСЕ ЕЩЕ копируют И ПЫТАЮТСЯ НАДУТЬ ПАРТНЕРА?
– У китайских дизайнеров очень интересная и стильная одежда, но сейчас она массово не приживется в нашей стране – это, например, очень широкие штаны, если мы говорим про женскую моду, безразмерные унисекс-джуды, то есть максимально свободная одежда. У них это сейчас в тренде.
Там куча популярных и классных брендов, о которых мы не знаем. Не все из них выходят на мировой рынок, потому что им бы для начала обслужить свои почти полтора миллиарда человек. Это довольно сильный внутренний рынок, и у них нет большой необходимости выходить в мир. Зато все знают китайские бренды техники: Lenovo, Xiaomi и бренд мультикоптеров DJI.
В последние годы Китай стал сильным технологически, поэтому повышает цены – люди там научились всё делать и часто делают это хорошо. Когда китайцы делали плохо, у них как раз и был большой торговый бум. Они много продавали, стали первой в мире страной с быстрорастущей экономикой. Начали расти зарплаты, в том числе у рабочих.
То, что китайцы до сих пор работают за 10 долларов, – еще один миф. Поэтому сейчас многим мировым производителям становится невыгодно работать в Поднебесной, они переводят производства во Вьетнам или Камбоджу.
– Как ты думаешь, сколько сейчас зарабатывают китайские швеи? – спрашивает у меня Саша.
– 300 долларов?
– Я был на одной из фабрик в Гуанчжоу – там работают 30 швей. И у каждой из них зарплата 1500 долларов. Но еще важно сказать, что они перерабатывают, потому что хотят больше заработать. Особенно те, кто приехал из регионов в большие города. Средняя зарплата в городах-миллионниках у таких трудяг – около тысячи долларов. Они научились классно шить, и у них появилось хорошее оборудование.
– А то, что китайцы постоянно хотят «кинуть» своих партнеров, – тоже миф?
– Во всех странах хотят заработать. Но я сталкивался с тем, что китайцы могут не доделать товар: привезти другие размеры или другие цвета, а не те, которые ты изначально заказывал. Молнию делают не металлическую, а пластмассовую – и так со всей партией.
Когда ты им об этом скажешь или увидишь по факту, они ответят: «Ну, друг, это же ерунда! В следующий раз все будет нормально». Не будет. И это происходит даже с крупным бизнесом – они хотят сэкономить. Это сложно из них выбить, но для этого существуют русские компании или фрилансеры, которые находятся в Китае. Они знают китайский, живут там, могут контролировать твой товар: вовремя зафиксировать ошибки и вернуть на обмен партию.
РАЗВЕ В КИТАЕ МОЖНО КУПИТЬ КАЧЕСТВЕННую И ТРЕНДОВУЮ ОДЕЖДУ?
– Можно. Отбор каждой модели я делаю лично, а некоторые вещи даже примеряю. Проверяю лекала, чтобы не оказалось слишком узко для белорусских парней, и размер, чтобы он не оказался маленьким, потому что среднестатистический китаец меньше белоруса. Если заказать большую партию, то тебе просто могут прийти все маленькие размеры. Их XXXL – это наш L.
Если бы я покупал все, что мне нравится, то ничего бы не продал. Иногда мне нравятся смелые и вызывающие модели. В моем магазине уличная мода, кэжуал, классические костюмы и немного концептуальных вещей.
Я руководствуюсь своей интуицией и своим вкусом, не слежу за трендами. Иногда беру то, что мне не нравится, но что я точно продам: например, обычную куртку из кожзама. Она бьет все рекорды продаж, причем уже третий год подряд.
У меня в магазине, как правило, недорогие китайские бренды. Когда-то я привозил SIMWOOD – это хороший бренд, – но недавно отказался, потому что они стали настолько популярными, что сильно подняли цены. Постоянно работаю с брендами WeTrend и DY1988. Они делают классные футболки, джинсы и джуты.
Когда Саша начинал заниматься одеждой, он решил взять несколько уроков у стилистки: понимал, что для этого бизнеса надо прокачаться и получить советы. Стилистка рассказала про основы стиля и про ошибки, которые не стоит допускать в одежде.
– На мой личный стиль это никак не повлияло. Я всегда интуитивно чувствовал, что носить белые носки под темные брюки – это очень плохо. У белорусов вообще проблемы с белыми носками. А после занятий со специалисткой я сделал журнал для своих сотрудников о том, какие ошибки не допускать и какие цвета лучше сочетать.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности
Фото: CityDog.by, Instagram.