Но практическое исполнение замысла оказывается не простым делом.
Конкурс продлён
То, что редкая книга, если её удастся найти, будет покупаться не за счёт бюджетных денег, решено принципиально. Приобретать будут за счёт пожертвований, которые собирает местный благотворительный фонд «Брест. 1000 лет».
И вот 23 апреля он известил о том, как идёт поиск: «За время проведения конкурса поступило одно предложение о продаже Брестской Библии, в связи с чем на заседании Правления и Попечительского совета принято решение о проведении повторного конкурса. Срок предоставления предложений по приобретению раритетного издания – 30 календарных дней со дня опубликования информации».
За уточнением мы обратились к директору фонда Наталье Антонюк, она подтвердила: «Да, до сих пор поступило только одно предложение, поэтому мы продлили конкурс». Что же касается конкретной информации, кто предложил и за какие деньги, – по понятным причинам она не сообщила. Конечно, такая информация должна быть строго конфиденциальной. Директор фонда также сообщила, что в связи с тем, что есть предположения, что имеющиеся экземпляры Библии находятся в Польше, информация о конкурсе распространена и там, в том числе через связи с городами-побратимами.
Спрос поднимает цены?
Есть и такой деликатный вопрос, как цена покупки. Увы, примеров того, когда цены порой растут на товары повышенного спроса выше разумных пределов, предостаточно. Не может ли то же произойти и с Радзивилловской Библией? Хоть она и приобретается не за бюджетные деньги, но при определённой высоте планки у некоторых граждан могут возникнуть вопросы. А стоит ли? А что ещё можно было бы приобрести на эти деньги для города?
Это умозрительные вопросы, реальных цифр мы пока не знаем. Однако чисто теоретически попытался навести справки на интернет-площадках, где имеют дело с антикварными вещами, в том числе религиозного содержания. На одном из ресурсов авторы рассеивают распространённое заблуждение, что старые книги могут стоить баснословно дорого. Например, для библий приводятся такие расценки: XVI век – от 100 000 рублей, первая половина XVII века – от 20 000, вторая половина XVII-го от 15 000, ну и XVIII век – от 5 000 рублей, – даже если учесть, что это российские рубли, то вроде и не дорого. Однако, увидев на сайте форму, помогающую продать книгу, если она у вас есть, заподозрил, что это может быть способ сбить цены.
Увы, цены на церковные книги, как и на любые другие, определяет рынок. Книга будет стоить столько, сколько за нее готов заплатить покупатель. Кстати, с моими предположениями, что приближающееся 1000-летие может поднять цены, Наталья Антонюк согласилась – мол, такое возможно.
Религиозная или культурная ценность?
Радзивилловская Библия – такое многозначное явление, что смотреть на неё можно под разными углами. Можно с религиозной, как неудачная попытка привить кальвинизм на берестейской земле. А можно – с точки зрения вечного конфликта отцов и детей: ведь не часто случается, что сын жжёт книги, которые издавал отец. Тут даже и педагогические аспекты можно усмотреть: упустил отец воспитание сына или нет.
А можно рассматривать эту Библию как культурный, технический феномен. Была бы возможность побывать в том времени – с удовольствием бы прихватил бухгалтерские книги из той типографии. Сколько и как платили переводчикам и художникам? Где брали бумагу и шрифты? И если сам Радзивилл не считал денег на издание книги, то сколько тогда стоила полиграфия сама по себе? И почём в ту эпоху продавались экземпляры, ведь не даром же их раздавали?
Ну а пока можно почитать электронный вариант книги, что не даст ощущения прикосновения к настоящей. Ещё попадалась информация, что в фонде Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки хранится шесть экземпляров Брестской Библии. Но это, как говорят, не точно.
О том, что хорошо бы для Бреста приобрести, наконец, цельный экземпляр этой книги 1563 года издания, разговоры идут давно. Но практическое исполнение замысла...