"На некоторых улицах люди живут будто на аэродроме". Как мы измеряли шум байкеров на дорогах. 21.by

"На некоторых улицах люди живут будто на аэродроме". Как мы измеряли шум байкеров на дорогах

22.05.2018 11:12 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Еще до открытия мотосезона минчане начали жаловаться: байкеры спать по ночам мешают, никакой управы на них нет. AUTO.TUT.BY вышел ночью на улицы города с шумоизмерительной аппаратурой. А заодно поинтересовался у медиков, как резкий шум влияет на спящего человека и что с этим делать.


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Я всю жизнь прожила на главном проспекте Минска. Людей здесь всегда много, как и шума от машин. Но то, что происходит в последние года три — это какой-то беспредел! Во всем виноваты мотоциклисты, — категорична 73-летняя пенсионерка Нина Генриховна, которая живет возле цирка. — Они же один за одним по дороге носятся, а ревут так, что слышно даже через закрытый стеклопакет! А иногда некоторые из них, наверное специально, начинают газовать, стоя на светофоре. Вздрагиваю от этого и просыпаюсь за ночь по несколько раз!

Большинство мотоциклистов также категорично советуют всем недовольным «купить затычки в уши» и нередко объясняют шум потребностью обезопасить себя на дороге. Мол, так они заметнее в потоке для водителей машин, которые не всегда смотрят в зеркала.

«Уровень шума на некоторых улицах как на аэродроме»

Дожидаемся позднего вечера и вместе со специалистом ООО «Судебно-экспертная коллегия» едем на столичный проспект Дзержинского. Здесь возле жилых домов мы и будем измерять шум транспортного потока.


В Беларуси действуют допустимые эквивалентные (усредненные показатели уровня шума за определенный промежуток времени) и максимальные («разовые» большие шумы, которые звучали за определенный промежуток времени) уровни звука, в том числе создаваемые транспортом, для жилых помещений в ночное время — 30 дБ и 45 дБ, а в дневное время — 40 дБ и 55 дБ соответственно.

— В реальной жизни в зависимости от вида автомобилей и плотности транспортного потока эти показатели могут превышать допустимые значения на довольно значительные цифры, — сразу предупреждает начальник отдела технических экспертиз Алексей Казак. — Бывало, что некоторые улицы «звучали» и до 80 дБ. Чтобы было понятно, приведу пример: уровень шума проезда самолета по взлетно-посадочной полосе составляет 85−90 дБ. Вот так и живут некоторые люди — как на аэродроме.

В 23.50 на проспекте Дзержинского машин значительно меньше, чем днем. Однако довольно интенсивно движется общественный транспорт, изредка проезжают маршрутки и легковые авто.


В двух метрах от стены жилого здания Алексей Казак установил на некотором расстоянии друг от друга три чувствительных измерительных микрофона, присоединенных к шумоизмерительной аппаратуре. До проезжей части не меньше 20 метров.

— Сейчас фиксируется эквивалентный уровень звука в пределах 65 дБ, это на 20 дБА выше уровня, который должен быть, — констатирует специалист. — Хотя это некритично, ведь мы измеряем звук на улице, а в квартирах уровень будет ниже.

Алексей Казак отметил, что самые шумные улицы Минска — там, где больше трех полос в каждом направлении для движения авто: это все проспекты столицы, улицы Притыцкого, Маяковского. Но шум от проезжающего транспорта остро воспринимается и жителями домов, расположенных на небольших улицах.


— Конечно, жители домов возле больших магистралей к шуму дороги уже привыкли, чего не скажешь про жильцов домов, расположенных на небольших длинных улицах. Там транспорта мало, поэтому и шума почти нет. Из-за этого каждый проезжающий вдоль домов автомобиль или мотоцикл воспринимается людьми как раздражитель, хотя показатели уровня шума на обеих дорогах будут одинаковыми.

Помимо этого, в разных дворах и на разных улицах едущий транспорт «звучит» по-своему. На это в первую очередь влияет расположением домов относительно друг друга.

— Звук отражается от стен, поэтому во дворах, где дома построены по кругу, создается эффект колодца, в нем шум от движущегося по дороге мотоцикла или машины будет подниматься вверх, и его будут хорошо слышать жильцы всех квартир.


— Если транспортная магистраль расположена близком к домам, в квартирах может создаваться эквивалентный уровень шума 60 дБ — это очень много. Скорее всего с таким шумом человек не уснет нормально.

Около часа ночи с проспекта Дзержинского почти исчезли легковушки, реже проезжали автобусы и троллейбусы. Зато по свободной дороге то и дело проносились мотоциклы.

— Когда байки проезжают по дороге, уровень шума резко повышается. Только что проехал круизер — максимальный уровень звука поднялся до 76,5 дБ. Это даже больше, чем от грузовика. А после некоторых мотоциклов бывает и 80 дБ. Какой уж тут сон, не поспишь даже с закрытыми окнами…

Минздрав: Из-за шума во время сна в крови становится больше гормонов стресса


Медики согласны, что автомобильный транспорт, в том числе и мотоциклетный, больше всего акустически загрязняет города.

— Сейчас на главных магистралях крупных городов уровень шума превышает допустимые значения и ежегодно увеличивается на 0,5 дБ. На улицах большинства белорусских городов уровень шума составляет от 66 до 79 дБ, а в Минске — до 80−82 дБ. При этом жалобы жителей на транспортный шум составляют от 62 до 78% в структуре жалоб на шумовое загрязнение, — обрисовал масштаб проблемы Иван Арбузов, руководитель группы физических факторов лаборатории факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью РУП «Научно-практический центр гигиены».

Сколько децибел содержится в звуках, которые встречаются повседневно (данные приблизительные):

17−18 дБ — ночью в квартире, когда человеку кажется, что он ничего не слышит

50 дБ — разговор средней громкости

80 дБ — шум работающего двигателя грузового автомобиля

100 дБ — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5−7 м

110 дБ — шум работающего трактора на расстоянии 1 м

140 дБ — звук взлетающего реактивного самолета

Исследования показали, что современные мотоциклы могут создавать максимальные уровни шума гораздо выше остальных видов автотранспорта.

— Чаще всего от шума у человека нарушается сон — это очень плохо, ведь из-за этого появляются различные проблемы со здоровьем. Шум создает большую нагрузку на нервную систему человека, оказывает на него психологическое воздействие. Даже небольшой шум может приводить к функциональным нарушениям высшей нервной деятельности и способствовать возникновению неврозов.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения воздействие шума громкостью 50 дБ или выше (такой шум «издает» улица с неинтенсивным движением) может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям. Увеличение уровней на 10 дБ повышает риск нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы на 7−17%. Исследования показали, что при нарушениях сна риск ишемической болезни сердца был более чем в два раза выше, чем у людей со хорошим сном.

Даже во время сна из-за шума может увеличиваться содержание в крови гормонов стресса: кортизола, адреналина и норадреналина. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем больше вероятность серьезных отрицательных физиологических реакций организма человека.

— Из-за постоянного повышенного шума люди жалуются на ухудшение своего здоровья, а медики отмечают у них повышение артериального давления, изменения ЭКГ, повышение содержания холестерина. В таких условиях человек неспособен удерживать восприятие, ослабляется его внимание. Некоторые научные издания отмечают, что шум воздействует на пищеварительную, эндокринную, мышечную системы, вестибулярный аппарат, обменные процессы, кроветворение и т.д.

ТО с мочалками в выхлопной трубе и ГАИ без шумомеров

На законодательном уровне проблему шума решить пока не удалось. Так, ужесточать меры в отношении водителей мотоциклов, которые мешают горожанам спать по ночам прокуратура предлагала еще в 2014 году. Потом говорилось даже о том, чтобы запретить байкерам ездить ночью — с 23.00 до 6.00 — по некоторым улицам крупных городов. В частности, составляли список таких улиц в Барановичах, Бресте, Пинске, Кобрине и Березе. В некоторых городах, например, в Слуцке такие ограничения ввели, но повсеместными они не стали.

С 2015 года по требованию Минтранса шум начали измерять во время ТО. Был прописан максимально допустимый уровень. Например, для легковушек и мотоциклов — 96 дБ (сопоставимо с работающей бензопилой) на расстоянии полуметра от выхлопной трубы. Понятно, что на расстоянии нескольких метров этот звук будет тише. Уровень шума инженеры станции ТО начали измерять специальным прибором — шумомером.


Фото: TUT.BY

Однако проблему это не решило — достаточно много мотоциклистов просто не проходят техосмотр.

— Приборы для замера шума есть далеко не везде. А там, где есть, его не всегда считают нужным использовать. Поэтому можно поехать на техосмотр куда-нибудь подальше от крупного города, — признаются сами байкеры AUTO.TUT.BY. — А те, кому лень, просто ставят «DB-killer» — это такая насадка на глушитель. Проходят с ней техосмотр и снимают. Иногда берут у друга штатную выхлопную систему, ставят и проходят ТО. Есть и те, кто запихивает в выхлопную трубу что-то вроде металлических мочалок — звук получается заметно тише. Потом просто приезжают домой и вытаскивают все проволочкой или просто газуют так, чтоб мочалки вылетели.


Три года назад говорилось, что шумомеры появятся и у сотрудников ГАИ: тогда они смогут штрафовать владельцев «прямотоков» на дорогах. Однако, этого не произошло.

— Измерение шума в реальных дорожных условиях технически невозможно — шум измерять можно только в закрытом помещении, например, на станции диагностики, — объяснил заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси Александр Цегельник накануне очередного мотосезона. — Но мы выявляем мотоциклистов, которые переоборудуют свои транспортные средства, не проходят техосмотр, допускают другие нарушения. Задерживаем таких не только на дорогах, но и на стоянках и паркингах. К сожалению, установка дорожных знаков, ограничивающих движение мотоциклов по некоторым улицам помогает мало — мотоциклисты просто едут по соседним улицам, и жаловаться начинают уже другие жильцы.

Руководитель группы физических факторов лаборатории факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью РУП «Научно-практический центр гигиены» Иван Арбузов считает, что проблема шума из-за мотоциклов включат несколько аспектов.

— Стоит оценить культуру вождения байкеров, их моральное отношения к окружающему обществу, поведение на дорогах в плане соблюдения ими ПДД. Также, возможно есть неадекватность технических нормативов уровней шума, создаваемого мотоциклами, методики его измерения и непосредственно ее проведения при прохождении техосмотра.

В то же время специалист говорит, что архитектурно-планировочные решения застройки жилых кварталов современных городов недостаточно эффективно учитывают шумовое загрязнение, создаваемое транспортными потоками.

— Не получится искоренить эту проблему, если ликвидируется только один из аспектов. Нужно только комплексное решение.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AUTO.TUT.BY вышел ночью на улицы города с шумоизмерительной аппаратурой и проверил: сильно ли шумят байки? А заодно поинтересовался у медиков: как резкий шум ночью...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика