«Алиса, заткнись, не до тебя». Белорусский стартап-выпускник Y Combinator — о будущем голосовых ассистентов
12.06.2018 09:30
—
Разное
|
На YaC-2018 «Яндекс» представила платформу «Яндекс.Диалоги», которая позволяет создавать приложения для голосового помощника «Алиса». По такому случаю dev.by поговорил с основателем сервиса Storyline Василием Шинкоренко о том, будет ли белорусский стартап теперь поддерживать «Алису» и кто из ИТ-гигантов выиграет битву за рынок голосовых ассистентов. Справка dev.by. Storyline — первая компания в Беларуси, в которую инвестировал Y Combinator. Продукт даёт возможность создавать приложения для Amazon Alexa без знаний программирования. В марте этого года стартап стал официальным партнёром Amazon. С помощью Storyline уже создано 1800 из 40 000 приложений для Alexa. «Алиса» — не по зубам Siri в русскоязычном сегментеКаково твоё мнение об анонсированной «Яндексом» платформе для создания голосовых приложений? Не запоздали с выходом на рынок? Думаю, что не запоздали. На российском рынке у «Яндекса» нет конкурентов, поэтому можно сказать, что «Яндекс.Диалоги» — это первый стор (каталог навыков для голосового ассистента) с русскоязычными скилами. Единственный голосовой ассистент, который поддерживает русский язык — это Siri, но тягаться с «Алисой» ей бессмысленно. На мой взгляд, запуск «Яндекс.Диалоги» ставит «Алису» на первую позицию в русскоязычном сегменте. Однако не думаю, что это сильно поменяет стратегию выхода Amazon на российский рынок, если она у неё есть. Как думаешь, пользуется «Алиса» спросом у русскоязычного населения? Буквально на днях был у меня интересный случай. Вышел я из офиса, сел в такси, а там водитель разговаривает с «Алисой». И я просто офигел, почувствовал себя в будущем. Водитель ещё неудачно припарковался, пришлось на тротуар заехать. Из-за этого он стал ругаться на парня, который его подрезал, а «Алиса» подумала, что это к ней обращаются. И ответила: «Вы какими словами со мной разговариваете!». А он ей: «Да заткнись ты, сейчас вообще не до тебя».
Одинаковый API во всех голосовых ассистентахStoryline не думает саппортить «Алису»? Сейчас, наверное, самое время... Я бы не сказал, что сейчас самое время. «Яндекс.Станций» на рынке ноль, есть только предзаказы. Нужно время, чтобы появилась экосистема вокруг голосового помощника. К Alexa люди привыкают уже четвёртый год. К тому же, из-за того, что вся наша аудитория англоязычная, добавление русского языка, локализация и другие задачи займут немало времени.
Есть ли в API «Алисы» что-нибудь оригинальное, прорывное? API «Алисы» очень похож на API других голосовых ассистентов: та же модель, те же взаимодействия, интенты и пр. На самом деле сложно придумать что-то новое в распознавании голоса. Поэтому компании стараются не изобретать велосипед и делают похожие API. Они же от этого и выигрывают: намного проще заманить разработчиков, которые уже делают приложения под другие платформы. Из хорошего можно отметить, что «Алиса» удивительно хорошо и быстро понимает русскую речь. А ещё распознаёт англицизмы… Не знал об этом, но это круто. Думаю, у «Яндекса» всё будет отлично, у них классная ML-команда, которая делает «Алису». Есть только один недостаток — компания работает на российский рынок… Да, Юра Гурский как-то сказал: запускаться на российском рынке — это всё равно, что плавать в луже воды, пролитой из под стакана. Сколько стоит сейчас «Яндекс»? $11.3 млрд. А Alphabet уже $781 млрд. Самое сложное — запомнить название приложенияЧто есть в других голосовых ассистентах, но нет в российской разработке? Простой пример — фича «аудиоплеер», которая позволяет Alexa запускать аудиофайлы любой длины и радиостанции. В контексте голосовых приложений — это первый кейс, когда ты можешь поговорить с радио. Также классная фича в Alexa — запуск приложений по их архитектуре (контексту). Например, я не знаю, как называется конкретное приложение, и могу попросить включить просто yoga sound или relaxing music. Это большой прорыв, потому что сейчас у пользователя есть две проблемы: найти приложение голосом, не зная его точного названия, и на следующий день вспомнить, как же оно называется, чтобы открыть ещё раз.
Какие приложения продаются лучше всего? Лучше всего продаются приложения с аудиоконтентом. Больше всего ценятся успокаивающие, релаксирующие звуки. В бесплатной версии можно включить либо звук дождя, либо грома, а в премиум — можно сказать: «Alexa, включи мне звук дождя с громом и камином». И люди платят, потому что это круто и решает проблему. Чей голосовой ассистент умнееКаково, на твой взгляд, текущее положение сторов (каталогов навыков) голосовых помощников? Google в первом квартале этого года продала больше девайсов, чем Amazon. Тому есть две причины — компания продаёт устройства в регионах, где нет Alexa, и почти бесплатно (боятся проиграть рынок поиска). Но результаты от этого всё равно не утешительные.
У «Алисы», на мой взгляд, стор пока что хиленький, даже не знаю, где там 4000 анонсированных приложений. По моему мнению, это ещё сырой MVP. Мне кажется, что «Яндексу» будет сложно выйти на рынок через девайсы, потому что их колонка достаточно дорогая ($160, — прим.ред.). В то же время у них нет конкурентов в СНГ, поэтом шансы занять нишу голосовых ассистентов есть. Также интересно то, что «Алису» можно использовать в разных приложениях «Яндекса»: карты, навигатор и т.д. — это увеличивает аудиторию российского голосового помощника. Гонка за лидерство. Apple вне игры?Кто, на твой взгляд, может выиграть в битве за лидерство на рынке голосовых ассистентов? В 2004 году на рынке браузеров 96 процентов занимал Explorer, и все думали: как может появиться ещё один браузер? Оказалось, может. В случае с голосовыми ассистентами я склоняюсь к мнению, что winner takes all. Рынок голосовых ассистентов сейчас похож на рынок поисковых систем, но здесь пока ещё никто не сделал Google. Похоже, что это будет Amazon с её Alexa, но есть вероятность, что это будет сама Google. Но есть же, наверное, какие-то метрики, по которым можно будет выделить победителя. Скажем, у кого больше спикеров... В этой нише всё гораздо интереснее, чем с поисковиками, потому что использование голосовых помощников не ограничивается только колонкой. Основное здесь — это экосистема. В этом плане у Google есть преимущество перед Amazon. Alexa живёт только в колонке, а Google Assistant — в нескольких миллиардах смартфонах, которые поддерживают Android.
Жаль, конечно, что Apple упустила эту нишу. И это при том, что она первая показала Siri, что уже не типично для компании. Но всё же я бы не списывал Apple со счетов, учитывая количество айфонов в мире. Всё ещё может поменяться. От кровати до кровати с голосовым помощникомКак изменятся голосовые помощники в ближайшее время? Amazon, например, движется в сторону multimodal (голос плюс визуальная часть), интегрируется с телевизорами, и, можно сказать, Alexa становится пультом. Это очень круто. В Alexa уже есть такие приложения, как «видео скилл», с помощью которых можно выводить информацию на TV. Их цель — сделать из Алексы операционную систему. Суть в том, что голосовой помощник будет сопровождать тебя, начиная с того момента, как ты проснулся, и заканчивая тем, когда ты лёг спать. С утра ты говоришь «Alexa, good morning», и она включает музыку, зажигает свет, вызывает Uber и пр.
Вы не представляете, насколько удобно бронировать переговорки через голосового помощника. В офисе Amazon, когда мы проходили мимо какой-то переговорной, можно было сказать «Alexa, book this room in 10 minutes». И всё! И она понимала, кому и когда забронировать переговорную комнату.
Фото: dev.by Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На YaC-2018 «Яндекс» представила платформу «Яндекс.Диалоги», которая позволяет создавать приложения для голосового помощника «Алиса». По такому случаю dev.by...
|
|