«Раньше такую компанию и на порог не пустили бы». Как разработчики роботов вошли в ПВТ без юристов
21.06.2018 09:38
—
Разное
|
Согласно Декрету № 8, стать резидентами ПВТ теперь могут не только софтверные компании, но и производственные. О том, как вступить в ПВТ хардверному бизнесу, dev.by спросил у белорусской Rozum Robotics. Компания занимается разработкой и производством коллаборативных роботов на базе собственных сверхкомпактных сервомоторов уникальной компоновки. Резидентом ПВТ она стала в ходе Почему стартап сомневался, что его возьмут— Мы всегда понимали, что нам нужно двигаться в сторону ПВТ, — рассказывает основатель Rozum Robotics Виктор Хаменок. — Но, если бы не последние изменения, этот процесс был бы настолько болезненным и сложным, что пришлось бы потратить непозволительное для нас сейчас количество времени и сил. К первому приёму мы ещё не были готовы, поэтому решили повременить до второго и убедиться, что нововведения работают так, как их декларируют. Хардверные компании, вступая в ПВТ, сталкиваются с определёнными рисками. — Мы нетипичная ИТ-компания, поскольку работаем на стыке софта, электроники и инженерии, — поясняет Виктор. — Плюс у нас есть своё производство, склад, физический товар. И получается, что на нас (первых производственных компаниях, вошедших в ПВТ) обкатывают правовые механизмы. А значит, остаётся риск, что в процессе «обкатки» что-то пойдёт не так и ПВТ решит, что такие компании не ложатся в его концепцию. Когда Rozum Robotics подавалась в ПВТ, ей говорили, что, скорее всего, она не пройдёт во второй набор из-за «ограниченного числа принимаемых за раз компаний». Как выяснилось, лимитов больше нет.
Что изменилось в процедуре вступленияНесколько лет назад главный операционный директор Rozum Robotics и Михаил Чупринский проходил эту же процедуру с компанией Gersis Software. Тогда вступление в ПВТ заняло у него 8 месяцев (это был хороший результат, говорит Михаил). Сейчас — 6 недель, из которых усиленно пришлось готовиться всего неделю.
— Если честно, никогда бы не подумал, что я вышел из госоргана, — добавляет основатель Rozum Robotics. — Многие относятся к ПВТ как к оффшорной гавани, где можно не платить налоги. Это неправильно. Со вступлением в ПВТ в среднесрочной перспективе компания должна приносить большую пользу государству, чем если бы она туда не вступала. Это разумно и честно. Если вы претендуете на льготы, то дайте чёткий ответ, каким образом собираетесь возвращать вложенные в вас государством инвестиции: дополнительные рабочие места, налоги, валютная выручка? Кого всё-таки не берут в ПВТ— Вступить в ПВТ может только та хардверная компания, которая обладает инновационностью и может это доказать. Производитель пластмассовых тазиков вряд ли соответствует этому критерию, хотя, если он применяет современные технологии и может убедить в этом членов комиссии... В случае Rozum Robotics такого вопроса не было, но один из продуктов компании — электродвигатели для робототехники — пока попросили убрать из списка деятельности. Комиссия решила, что он недостаточно инновационный.
Если хардверная компания показывает, что она делает важный и нужный продукт, и это не сборочное производство из китайских комплектующих, то никаких проблем со вступлением в ПВТ у неё не должно возникнуть. Как составить бизнес-план и почему это полезноОперационный директор Rozum Robotics не видит работы для юриста в подготовке компании к вступлению в ПВТ: «Основное там — это содержательная часть, которая отвечает на вопрос «что вы собираетесь делать в ближайшие пять лет?». Юристы об этом ничего не знают».
По словам Михаила, бизнес-требования стали более понятными и менее объёмными ( Общий объём бизнес-плана не должен превышать 15 страниц (включая титульный лист и таблицы). Это объём студенческого реферата, считают собеседники. Бизнес-план должен состоять из двух частей: текстовой и иллюстративной. В первой — записываешь свои мысли на бумагу, а во второй — заполняешь три-четыре таблицы цифрами. Для содержательной части можно взять информацию со своего сайта, статей и других источников. У Rozum Robotics была разработана гибкая финансовая модель на 5 лет, которую собеседники адаптировали для бизнес-плана.
По мнению Виктора, написание такого плана — это полезная работа, особенно для начинающей компании. Чтобы сформировать видение бизнеса на ближайшие годы, сделать прогноз финансовых потоков, понять, что вы можете себе позволить, а что нет. Написание бизнес-плана приводит мысли в порядок, уверен он. Как происходит защита проектаПервую версию бизнес-плана администрация Парка согласовывала удалённо. Ответ с правками и рекомендациями пришёл буквально через несколько дней. Исправленную версию документа в печатном виде нужно было сдать в ПВТ. — Мы приехали к назначенному времени вместе с нашим финансистом, — рассказывает директор маркетингового отдела Евгений Коваленко. — Там уже были представители трёх компаний. Каждый пошёл к своему специалисту, который проверил документы, посмотрел таблицы с цифрами. У нас, например, ещё раз спросили, из-за чего происходит падение, а не рост средней зарплаты. Мы прокомментировали этот момент, и тогда документы приняли. Если софтверные компании не участвовали в защите проекта, то хардверщикам пришлось доказывать перед комиссией, что их продукты стоят включения в ПВТ. — Сначала нас пригласили на экспертный совет, а затем на наблюдательный, где мы показывали свои презентации и демонстрировали работу продуктов. На экспертном совете нам поставили достаточно жёсткий регламент — уложиться в 4 минуты. За это время сложновато красочно описать все достоинства продукта. В итоге к нашим пожеланиям прислушались и сняли это требование.
— Видно было, что эксперты в теме, — замечают собеседники. Какие ещё есть возможности для «железячников» в БеларусиПеред вступлением в ПВТ Rozum Robotics анализировала другие белорусские парки. Выяснилось, что для производственной компании в РБ есть специализированные экономические зоны, которые дают более предметные преференции, например, на ввоз комплектующих из-за рубежа. Среди них — — ПВТ — самый распиаренный налоговый инструмент, но не единственный. Мы с удивлением открыли для себя, что возможностей для хардверной компании в Беларуси больше, чем мы думали. Есть несколько вариантов развития и получения поддержки у государства. Например, Минский городской технопарк за свой счёт может купить вам оборудование и сдать его вам в аренду. Есть совместный
Тем не менее, эти фонды недобирают проекты. Во-первых, люди о них не знают. А во-вторых, процесс получения государственных денег всё ещё забюрократизирован — примерно как было в ПВТ несколько лет назад. Советы: с чего начать— Если хардверная компания решила вступить в ПВТ, то нужно не раздумывать, а вступать. Первым делом, конечно, стоит позвонить в администрацию, — рекомендуют в компании. — Вам назначат встречу, на которой можно будет задать интересующие вас вопросы, в том числе глупые. После этого выдадут пошаговую инструкцию, что и как делать. Времена, когда люди встречались в баре за кружкой пива, рассказывали друг другу тайны и секреты, как представить нужные цифры в ПВТ, уже прошли. Сейчас в этом нет необходимости. Должно быть понимание, что вы делаете и как будете превращать это в деньги. Когда это появляется, можно идти в ПВТ. Бизнес-план представители Rozum Robotics советуют писать простым языком, без канцелярщины — «в администрации ПВТ сидят живые люди».
Фото: Андрей Давыдчик Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Согласно Декрету № 8, стать резидентами ПВТ теперь могут не только софтверные компании, но и производственные. О том, как вступить в ПВТ хардверному бизнесу, dev.by... |
|