Ольга Жданюк уехала из родной Свислочи четыре года назад. Уехала за несколько тысяч километров, на Дальний Восток России. Сегодня она благодарна радушному Сахалину за теплый прием, за возможность чувствовать себя там комфортно и уютно. Но сердцем Ольга всегда со своей малой родиной – Свислочью. Пусть нечасто, но она приезжает сюда. Здесь согревает свою душу, здесь набирается сил и энергии. Об этом, приехав на родину в очередной отпуск, она рассказала своей любимой районке.
– Ольга, переезд – это серьезный поступок. Как вы решились уехать?
– Наверное, в жизни каждого человека бывают периоды, когда хочется в корне поменять жизнь. Честно говоря, я собиралась в Питер, а на Сахалин я поехала так, в гости к сестре Жене. Сахалин пленил меня сразу. Там очень красиво. Сопки, перевалы, море… Люди там необыкновенно доброжелательные. Знаете, там часто бывают сотрясения, погода капризная, с постоянными сюрпризами. И жители Сахалина словно сплочены этими общими трудностями. В общем, мы сразу пошли и сдали билет в обратную сторону.
Мне кажется, Сахалин для меня притягателен еще и вот по какой причине. Мой дедушка Степан Степанович Курбат похоронен здесь, в Свислочи, но в 1945 году он защищал Курилы, освобождал Сахалин, и 3 сентября на митинге, посвященном освобождению Сахалина, зачитывается его фамилия. Папа всегда мечтал поехать на Сахалин. Наверное, дедушка ему много рассказывал об этом особенном острове. Получается, я воплотила папину мечту в жизнь.
– Чем вы там занимаетесь?
– С работой сложилось. По приезду нашла в г. Холмске вакансию как раз по своему роду деятельности. Прихожу. Сидит милая женщина: «Ну, рассказывайте…» Посмотрела мою трудовую. Я сказала, что могу, чего не могу, с чем работала до этого. Она сразу мне: «Вы нам подходите. Но у меня одно условие. Холмск – город танцующий. Я надеюсь, вы сделаете так, чтобы город запел». Как потом оказалось, это было проще простого. В марте я вышла на работу, а в апреле у меня уже были готовые номера. Сначала занималась вокальной студией (эстрадное направление). Сейчас поем и народные песни (японские, финские, белорусские даже). Работаю хормейстером. Параллельно у меня есть женский вокальный коллектив «Славница» (славница – это девушка, готовая к замужеству). Также руковожу вокальной студией «Бриз», где учу и взрослых, и детей вокальному творчеству. Со всем справляться мне помогает большой опыт, накопленный в Беларуси. Ведь начинала когда-то художественным руководителем Занковского сельского клуба. Есть практика, опыт работы с людьми. Кстати, моя сестра Женя, проложившая мне дорогу на Сахалин, работает директором сельского Дома культуры в Костромском. У нас с ней общее дело – вокальный коллектив «Рябинушка».
– Наверняка в вашей работе «проскакивают» белорусские мотивы. Как это воспринимают сахалинцы?
– Здесь, в Беларуси, очень развиты традиции, обряды, там – нет. Сахалин – это каторжане, как они сами себя называют. Они другие, их даже с россиянами не сравнить, это отдельная нация. У них нет чистых славянских традиций. И мы стали внедрять там свои новшества. Опыт проведения Свислочского кирмаша помог в организации тамошней ярмарки. Получился «Осенний базар». Благодаря нашей подсказке в Холмске начали делать подворья. Что меня поначалу еще удивило, сахалинцы не знали такого торжественного приветствия, как «хлеб-соль». Когда проводили праздник села, у главы администрации руки дрожали, когда он принимал каравай. Он потом восхищенно говорил: «Я такого нигде не видел». Проходит у нас татарский праздник «Сабантуй». Туда приглашаются разные национальности. Там тоже звучат белорусские песни.
– Природа, погода на острове… Все не так, как здесь, правда?
– Да, солнца там не так много, как в Беларуси. Август – это лето, время, когда можно купаться. Очень переменчивая погода. В течение дня может быть и поздняя осень, и ранняя весна, и жаркое лето. Прямо по часам меняется.
– Скучаете ли вы по Свислочи?
– Конечно, здесь у меня дочка, зять, внучка, мама, сестра, племянники… Но в мире современных технологий нет препятствий для общения. Постоянно захожу на сайт «Свiслацкай газеты». Это обязательно.
Нашей природы мне сильно не хватает. Да, там есть несметное количество лесов. В основном, ели. Ягоды (морошка), грибы и… медведи. То есть леса красивые, но опасные. С нашей пущей не сравнится никакой Сахалин. Она такая приветливая, открытая, добрая. Я очень люблю пущу. Наверное, это у меня с молоком матери впитано.
– Что вы рассказываете тамошним новым друзьям, знакомым о Беларуси?
– Я с гордостью говорю про Беларусь. Для них наша страна – это эталон чистоты. Вот мы поем «ясная, светлая, чистая, нежная», так нас там и воспринимают. Наши люди действительно в плане порядка на земле щепетильны, там несколько по-другому.
– Наверное, уезжая далеко от родительского порога, по-новому переосмысливаешь понятие «малой родины». Что сегодня вы в него вкладываете?
– Малая родина – это место моего рождения, это корни, это мама, могилы наших предков, школа, сквер, парк, где прошло детство. Именно малая родина заложила в меня лучшие качества, которые каждый день помогают мне жить, идти вперед. Все то, что здесь, в Свислочи, оно постоянно внутри, в сердце И об этом никогда не забываешь. Когда вдруг становится тяжело, я включаю интернет и перелистываю фотографии. Смотрю на Свислочь.
Рада снова быть на родине. Довольна, что вместе с братьями-белорусами встречу самый главный, праздник страны- – День Независимости. И с неизменным чувством гордости расскажу о нем там, на Сахалине.
Наталья ТУРКО.
Фото автора.