10 важных моментов в законопроекте «О персональных данных»
05.07.2018 13:38
—
Разное
|
>
Национальный центр законодательства и правовых исследований вынес на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь « Что важно в законопроекте1. Определения. Смотрите, основные понятия определены почти как в GDPR. Это хорошо, так как снимет разночтения (а мы помним, что GDPR будет применяться ко многим беларуским компаниям). В определениях нет профайлинга, среди специальных персональных данных нет информации о членстве в профсоюзе, но давайте не будем придираться. 2. Сфера применения. Это накроет (в хорошем смысле) всех. Закон применяется в первую очередь к автоматической обработке данных. Были дискуссии о том, включать ли бумажные документы. В итоге, как мы видим, неавтоматизированная обработка подпадает под действие закона, когда информация собрана в каталог и позволяет вести поиск по признакам (картотеки, списки, базы данных и другое). Это хорошо. Закон не распространяется на обработку данных людьми в личной или бытовой деятельности. Ваши телефонные книжки вне подозрений. Это тоже хорошо. Госсекреты, разведывательная и контрразведывательная деятельность тоже вне регулирования. Так везде. Интересно, что разработчики никак не определили территориальное действие, в онлайне это не так просто, как кажется. Могут ли закон использовать против журналистов, например, для ограничения информации о чиновниках? В тексте есть оговорка на этот счет, позволяющая журналистам использовать персональные данные без согласия субъекта. И все же, пока у нас не будет закона о доступе к информации, вероятность злоупотреблений есть. 3. Принципы. В отличие от GDPR или Конвенции СЕ №108 в нашем законопроекте принципы, касающиеся обработки персданных, не выделены в отдельную статью. Это принципиальная позиция разработчиков и в этом мы разошлись во мнениях. Впрочем, это дело законодательной техники, давайте лучше посмотрим, есть ли они в содержании. Мы видим элементы:
4. Контролер (controller) vs. обработчик (processor). Это стандартное для европейского права разделение тех, кто обрабатывает наши данные. Контролер определяет цели сбора и обработки, а обработчик действует по его поручению и в пределах задания. Здорово помогает при определении полномочий и степени ответственности. В беларуском законопроекте сделали по примеру РФ: в тексте используется определение «оператор» и «лицо, осуществляющее сбор, обработку, распространение, предоставление персональных данных по поручению оператора». Смиритесь, громоздкие конструкции — это крест нашей правовой системы, но по сути это и есть те самые две категории. Между оператором и… этим самым «лицом» должен быть договор с определенными обязательными условиями. И вот тут возникает вопрос формы договора и прочие детали. А еще сюрприз: в большинстве случаев потребуется согласие субъекта данных на передачу информации обработчику. Попробуйте представить стандартную ситуацию, при которой фирма пользуется зарубежным облачным решением для CRM, всякими GSuite и прочим. В общем, здесь стоит покопаться. 5. Согласие. Это одно из основных условий (но не единственное) сбора и обработки персональных данных. В статье 5 законопроекта очень подробно описывается, каким должно быть это согласие: «свободное, конкретное, информированное выражение воли субъекта», в письменной или электронной форме (сейчас только в письменной). Доказывание факта получения согласия лежит на операторе (это тот, кто собирает и обрабатывает данные). Есть перечень других условий для сбора и обработки, с этим стоит разобраться подробнее, но хорошо, что новый закон не остановит, например, работу почты. 6. Права субъекта. То есть наши с вами права. Что мы имеем:
В последнем пункте хорошо бы иметь отдельную оговорку про обжалование действий оператора в суде, а так неплохой набор. Хотелось бы видеть среди прав еще и переносимость данных, а также гарантии при профайлинге и принятии решений без участия человека. 7. Обязанности оператора. Хорошая новость: операторам не надо регистрироваться ни в каких реестрах (этот атавизм до сих пор есть в некоторых странах). Очень хорошая новость: требования локализации данных, то есть хранения данных беларуских пользователей в национальном сегменте, тоже нет. Публикация политики приватности станет обязательной для всех операторов. Юристы Human Constanta уже думают над универсальным генератором текста политики приватности. И вот еще, каждая организация должна будет назначить DPO (сотрудник/отдел по защите персональных данных). Да-да, прямо как в GDPR. Добро пожаловать на курсы переквалификации. 8. Уполномоченный орган. А вот здесь все еще неопределённость: орган по защите прав субъектов данных будет определен президентом. По срокам, месту в системе госорганов, формальной независимости и так далее никакой ясности. Это плохо, так как уполномоченный орган — ключевой элемент системы. Хороший закон + плохой уполномоченный (или его отсутствие) = неработающий закон. С другой стороны, в тексте нет ничего, что намекает на невозможность хорошего исхода, то есть создания независимого органа с достаточными полномочиями. В общем, вопрос просто еще раз отложили. При этом разработчики предлагают, что помимо этого надзор за исполнением законодательства о персональных данных будет осуществлять прокуратура. 9. Ответственность. Лица, виновные в нарушении закона, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами. Стоит ждать изменений в КоАП и возможно даже УК. Также можно заявлять моральный вред, который не зависит от материальных убытков. 10. Срок. Поздравляем, у всех есть время на подготовку. Закон вступит в силу через год после принятия. Источник: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Национальный центр законодательства и правовых исследований вынес на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь «О персональных данных». До 11...
|
|