Сергей Дивин: Обучение само по себе уже никому не нужно
09.07.2018 11:34
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness Одна из основных задач образования — готовить студентов к работе в реалиях современного рынка. Однако скорость изменений, особенно в технологичных бизнесах, так высока, а новые знания появляются так быстро, что традиционная система образования не может за ними угнаться. Сооснователь компьютерной Академии ШАГ Сергей Дивин и руководитель центра карьеры Академии Татьяна Беспалова рассказали, какими методами эта проблема решается в Академии, а также о том, какие качества сегодня нужны, чтобы начать карьеру в ИТ. Белорусская Академия ШАГ появилась в 2013 году при участии создателя украинской Акдемии ШАГ Дмитрия Корчевского. Еще одним учредителем стал одноклассник и единомышленник Сергея Дивина Андрей Чупиков. — Главная задача образования состоит в том, чтобы подготовить человека к работе в условиях реального рынка. Однако образование по-прежнему остается одним из самых консервативных институтов нашего общества. Представьте, какими были больница или автомобильный завод в 1930-е годы — и как они выглядят сейчас. Разница ощутимая, технологии изменились радикально. А наши школы и вузы и внешне, и внутренне остались такими, как и были. По форме это парты, ровными рядами стоящие напротив доски, по содержанию — набор учебных программ, созданных и скомпонованных в большинстве своем еще в прошлом веке. Недавно претендент на должность, на которой каждый день нужно решать новую задачу с целым набором неизвестных, спросил у нас, будет ли у него нормальная должностная инструкция. Мы даже не удивились: такой подход идет из школы, а она много лет была заточена под индустриальные производства, где люди слушаются начальников, работают в пределах инструкций, выполняют шаблонные задачи. Такая система культивирует подчинение, дисциплину и убивает творческий потенциал. Увидев это, мы решили, что главным отличием нашей Академии от других образовательных проектов будет то, что своей задачей мы видим не только передачу знаний. Сегодня это далеко не все, что нужно для успешного трудоустройства. Обучение само по себе уже никому не нужно. Угнаться за временемОчень важная проблема нынешнего образования — знания слишком быстро устаревают. Из-за скорости технологических изменений невозможно предугадать, что будет востребовано на рынке труда через пять лет. Поступая в вуз, молодой человек может столкнуться с тем, что по окончании учебы, через 5 лет, рынок уже перестанет нуждаться в специалистах его профиля. Именно эту задачу мы пытались решить, создавая Академию ШАГ. С одной стороны, мы хотели сделать долгосрочную программу по обучению ИТ, поскольку короткие курсы не могут подготовить человека даже к юниорской позиции в компании. С другой стороны — мы понимали, что время обучения не должно быть слишком велико. Мы исключили из учебных планов то, что не слишком связано с навыками и знаниями, которые нужны для получения начальной позиции в компании. А также постарались использовать как можно больше инструментов и форматов, которые позволяют приобрести специальность, не просиживая годы в аудитории. В первую очередь, это различные форматы мероприятий, погружающих наших студентов в профессию, в числе которых хакатоны и мастер-классы отраслевых специалистов. В итоге нам удалось выйти на 2,5 года обучения по базовым программам — курсу по разработке ПО и курсу по компьютерной графике и дизайну. Также у нас есть около десятка более коротких спецкурсов и профориентационная программа по ИТ-специальностям. Все хотят в ИТМы также увидели, что на рынке есть спрос на обучение и переквалификацию — особенно в ИТ. Поэтому с момента создания Академии мы обучаем и детей — сейчас их примерно 60% от общего числа студентов, — и взрослых. Детские программы дают возможность в раннем возрасте понять, есть ли склонности к дальнейшей реализации в этой сфере. Хотя в процессе обучения детей и много фана, это не развлекательные программы, их главная задача — профориентация. На взрослые программы мы принимаем начиная с 15 лет. Приходят на них люди разных возрастов — не только школьники и выпускники, но и специалисты из реального сектора, желающие получить новую специальность в ИТ. По большинству направлений мы принимаем на учебу людей без опыта и специального образования, даем им шанс попробовать себя. Современный ИТ — это широкий спектр специальностей, для каждой из которых необходимы свой склад характера и бэкграунд. Например, разработчикам, чтобы адаптироваться в профессии, нужен математический склад ума, бизнес-аналитикам хорошо иметь экономический бэкграунд, а в маркетинге вообще нужны гуманитарии. О силе soft skillsОчень важными сегодня являются soft skills: все компании хотят видеть у себя, особенно если речь идет о юниорской позиции, прежде всего человека адекватного, который умеет взаимодействовать в команде, c развитым социальным интеллектом. Человека, которого, возможно, нужно немножко доучить в плане hard skills, но не нужно воспитывать. Людям, которые переходят в ИТ из реального сектора, важно получить эмоциональный вход в профессию, понять, как здесь все устроено, чем живет отрасль. Понимая это, мы построили «перевернутую» модель образования, в основе которой находятся сервисы и мероприятия, которые помогают студентам получить вход в профессию. Эту модель реализует наш Центр карьеры, который проводит разнообразные мероприятия и обеспечивает сервисы, помогающие выпускникам Академии трудоустроиться. К примеру, заканчивая Академию, каждый студент в обязательном порядке проходит тренинг по подготовке к трудоустройству, который включает подготовку резюме и профиля в LinkedIn, тренирует навыки прохождения интервью с действующим HR-директором из ИТ-компании. Также мы проводим много ивентов по soft skills и открытых мастер-классов, где специалисты из ИТ-индустрии рассказывают про специфику отрасли, про современные технологии и тенденции, которые будут определять завтрашний день рынка. Реализация и развитие предпринимательстваНо обучить — это полдела. Еще одна из главных задач образования — дать возможность реализовать полученные знания на практике. Помочь трудоустроиться или дать толчок к развитию в собственном проекте. Большинство спикеров, выступающих на наших мероприятиях — эксперты из компаний-партнеров. На сегодняшний день у Академии ШАГ уже более 30 партнеров. В самом начале, когда мы запускались, договориться о партнерстве с ИТ-компаниями было сложно: о нас мало что знали, поэтому наладить партнерские отношения удавалось лишь благодаря давнишним личным связям с руководителями компаний. Сейчас ситуация изменилась, IT-компании охотно идут на сотрудничество и берут наших выпускников на работу. С помощью партнеров мы также проводим экспертизу учебных программ, организуем стажировки и публичные защиты проектов. Уделяя много внимания трудоустройству, мы понимаем, что все больше специалистов в ИТ думают не о традиционном развитии карьеры, а о реализации собственных проектов. Поэтому мы создали бизнес-инкубатор, где студенты могут собрать свою команду, разработать продукт, выйти на рынок и найти себе инвестора. Далеко не все идеи выстреливают, но интересные проекты есть. Например, у нас учились двое ребят, которые параллельно закончили медицинский университет. Они создали мобильное приложение, которое помогает людям безопасно загорать. Оно считывает данные погоды и при необходимости подает сигнал, предупреждающий, что человек получил достаточно ультрафиолетового излучения в соответствии со своим типом кожи. Не так давно девушка-программист сделала проект по обучению нейросети распознаванию дорожных знаков. Аналогичные системы уже существуют, они устанавливаются в автомобилях премиум-класса, однако по мнению экспертов, приложение нашей выпускницы работает более корректно и точно. Это отличный проект, особенно если учесть, что мы не учим студентов программированию нейросетей, она взяла такой пласт информации самостоятельно. Не секрет, что сегодня у программистов закрыты материальные базовые потребности. Они зарабатывают достаточно, чтобы обеспечить себя и свою семью, решить вопросы своей безопасности. А по пирамиде Маслоу мы знаем — когда человек закрывает базовые вопросы безопасности, он стремится к самореализации. Свое дело — это возможность стать свободным, делать именно то, что тебе нравится, оставить след, что-то значимое в жизни сделать. Двадцать лет назад мы боролись за выживание, а теперь люди стремятся создать свой immortality project. И это признак того, что в ИТ-отрасли назревает новая волна предпринимательства. О конкуренции и планах планахХотя в последние годы интерес у людей к возможности сделать карьеру в ИТ растет, мы не видим экспоненциального роста спроса на наши услуги. Думаю, это связано с тем, что игроков на рынке ИТ-образования с каждым годом становится все больше. Многие конкурирующие проекты выросли из нашей Академии — в какой-то момент кто-то из наших сотрудников решал, что получил достаточно опыта и готов начать собственное дело. У нас копировали программы, тарифные политики, бизнес-процессы. Поначалу мы болезненно относились к таким историям. А потом осознали, что именно конкурирующие проекты и делают нас сильнее: они заставляют нас с удвоенной силой заниматься развитием академии, ее инфраструктуры, контента, сервиса. Поэтому мы благодарны нашим конкурентам за то, что они в период растущего рынка не давали нам почивать на лаврах. С тех пор мы постоянно держим фокус внимания на необходимости изменения текущих образовательных программ и на создании новых. В последнее время мы активно расширяемся географически и планируем до конца года открыть филиалы во всех областных центрах. Тот факт, что мы являемся достаточно крупным игроком, сам по себе дает преимущество. По мере роста конкуренции стоимость привлечения каждого следующего клиента растет, соответственно падает маржинальность. А в небольшой маржинальности могут себе позволить работать только те, кто крупнее. Мы рассчитываем, что распределение затрат по разным филиалам даст нам возможность поддерживать цены на наши услуги на уровне, приемлемом для жителей областных городов. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Одна из основных задач образования - готовить студентов к работе в реалиях современного рынка. Однако скорость изменений, особенно в технологичных бизнесах, так...
|
|