Заикание, это серьезный речевой недуг, который не сразу поддается терапии. И лечение тут многогранно. Необходимо, чтобы ребенок не только научился правильно говорить, но еще и закрепил эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций. Для того, чтобы ребенок выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно игры разнообразить.

Упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем: дыхательной, артикуляционной, мышечной (умение расслабляться), голосовой, развитие чувства ритмики. Так, дыхательная методика помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространенной является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

Кроме такой масштабной методики можно применить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается. Например, надувать мыльные пузыри, дуть в воду через соломинку или на ватные шарики, сначала на гладком столе, потом на махровом полотенце.

Одной из самых эффективных при заикании признана артикуляционная гимнастика, когда тренируются мышцы артикуляционного аппарата.

Вот несколько упражнений:

— Надуваем щеки, спускаем. Теперь надуваем каждую щеку в отдельности.

— Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.

— Язычком надавливаем то на одну, то на другую щеку поочередно.

— Вообразим, что язычок — это зубная щетка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.

— Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Кроме этого можно просить ребенка при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

Еще нужно научить малыша расслабляться. Попросите ребенка напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

Дальше учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите ребенка держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда ребенок привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых ребенок хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

— Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь все тише и тише.

— Распевание тех же гласных, только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.

И напоследок отрегулируем чувство такта в речи. Начать можно с простого: стукнуть два раза, потом еще два и пусть ребенок повторит. Теперь усложняем задачу: стукните два, потом три раза.

Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «Зайку бросила хозяйка…» или под любое простое и легко запоминающееся стихотворение. А еще специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

При постоянном и кропотливом труде подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте, и все получится!

Т.ВЛАСЕВИЧ, учитель-дефектолог  ГУО «ЦКРОиР Смолевичского района».