"Выплачивал по 700 долларов, жил на 200 рублей". Молодой предприниматель - про неудачный старт в бизнесе
28.07.2018 10:46
—
Разное
|
«Я ежемесячно выплачивал долги по 600−700 долларов, а сам жил на 200 рублей. Долги до конца пока не отдал. Большой плюс, что тогда я жил с мамой: реально выручает, когда общий холодильник», — рассказывает про свой неудачный опыт в бизнесе минчанин Роман Сытько, который недавно окончил БГУИР. Вместе с двумя знакомыми он открыл компанию, которая занималась услугами по продвижению в интернете. Но бизнес не заладился, долг компании пришлось выплачивать Роману, который на то время был еще студентом. Парень поделился своим неудачным опытом в бизнесе. — Это был очень неуспешный кейс. Фирму открыли втроем: я и двое знакомых, один из которых был финансовым консультантом. Меня взяли как энтузиаста, движущую силу. Огромным минусом было отсутствие стартового бюджета на развитие. За полгода стало понятно, что находить клиентов не так просто, — рассказывает выпускник БГУИР про свой бизнес-опыт в студенческие годы. — А штат у нас был сформирован с прицелом на большую клиентскую базу. В итоге с огромной скоростью начали аккумулироваться долги. А после смерти финансового консультанта — он болел онкологией — все развалилось. Оказалось, что третьему учредителю этот бизнес неинтересен, видимо, он шел туда в надежде на легкие деньги. Все упало на меня. На тот момент долги компании по аренде и зарплате составляли около 20 тысяч рублей при ежемесячной выручке в тысячу. Роман, все еще студент университета, вынужден был самостоятельно «разруливать» ситуацию. — Я решил, что буду пытаться вытягивать организацию. В течение года третий партнер не принимал в делах никакого участия, — рассказывает парень. — Я отказался от аренды, просто снял юридический адрес. Перешел на формат сдельной оплаты труда. Отдел продаж развалился, потому что люди не получали деньги вовремя. Прошло пару судов. Долги множились: на цифре 20 тысяч не остановилась, росли дальше. Когда стало понятно, что никакого партнерства не будет, он открыл ИП и начал работать самостоятельно. Одновременно погашая долги старой компании и продолжая учебу. — Я ежемесячно выплачивал долги по 600−700 долларов, а сам жил на 200 рублей. Долги до конца пока не отдал. Большой плюс, что тогда я жил с мамой: реально выручает, когда общий холодильник. В школе родители платили за репетиторов, чтобы я поступил в университет. Поступив, еще два года они давали мне деньги. Потом стал горе-предпринимателем. Все это очень давило, — рассказывает Роман. — К тому же я года четыре не был в отпуске — то есть вообще никуда не ездил. Двенадцать месяцев в год — постоянное тушение пожаров. Этим летом надеюсь получиться, наконец, уехать из Минска. Мама Романа — ведущий инженер, работает в коммерции, поставляет промышленное оборудование. Отец раньше занимался шкафами-купе как ИП, но четыре года назад оставил бизнес. — Очень большую поддержку оказывает тетя, моя крестная: она главный бухгалтер и всегда консультирует молодого коммерсанта. А предпринимательская жилка, наверное, мне досталась ему от бабушки. Она умудрялась строить бизнес в 90-е! Занималась продажами: например, везла фуру риса или муки, которые где-то меняли на пять или шесть тракторов, их, в свою очередь, тоже на что-то меняли. Очень сложная схема. Иногда фура не доезжала до места назначения. Позже покупала делянки, продавала лес. И сейчас, несмотря на то, что она на пенсии, у нее нормальный доход. С ней очень интересно разговаривать о бизнесе, многому можно научиться, — говорит Роман. Сейчас Роман продолжает работать в сфере классического интернет-маркетинга, а также занимается внедрением CRM-систем. Ведут бизнес на пару с партнером — тоже ИП. Чтобы прокачивать навыки и компетенции, Роман и его партнер по бизнесу взяли за правило дважды в месяц ходить на обучающие мероприятия. Они записались в «Академию бизнеса» Альфа-Банка. — Помощь от банка мы получали и раньше. В частности, несколько раз мы с коллегой сами устраивали бесплатные семинары для потенциальных заказчиков наших услуг. Тема — самая общая: как со старта выстроить оптимальную систему ведения бизнеса, — рассказывает Роман. Недавно в бизнесе Романа появилось еще одно направление: отделы продаж "в аренду", то есть услуги по обзвону клиентов. Молодой человек уверяет: в Беларуси есть ниши, где «холодные» звонки — это золотое дно. — Например, один клиент производил мраморную говядину под Минском. Попросил продать его продукцию в рестораны. И это были максимально простые «холодные» звонки. Просто звонишь и говоришь: «Мы производим мраморную говядину. Вам надо?». Отвечают: «Да, надо!» Все, переговоры закончились. Или промышленная группа товаров — приводные цепи со звездочками для конвейеров. Просто сравните: в веб-разработке конверсия «холодных» звонков в клиентов составляет всего 0,01%, и это при условии, что в одну и ту же компанию нужно позвонить 7−8 раз, а в случае приводных цепей этот параметр — 5%! Причем с одного звонка! — делится опытом Роман. — Тем не менее, у нас скептически относятся к такой работе. Бывает, обращается клиент с просьбой обзвонить потенциальных покупателей, мы через месяц отдаем ему горячую базу из 40−50 компаний, которые проявляют интерес и готовы работать: бери и дожимай. Еще через месяц интересуемся: мол, ну как? А он, оказывается, не звонил. Или позвонил первым двум контактам, а те передумали, и он посчитал, что это не эффективно. Обидно, но таковы особенности белорусского подхода. Сейчас партнеры нацелились на завоевание российского рынка, но не теряют надежды прочно закрепиться и на белорусском. — Хочется работать именно в Беларуси. Это тяжело, но, надеюсь, нам удастся переломить тенденцию, когда собственники или менеджеры саботируют внедрение CRM. Менеджеров, кстати, можно понять: если хотя бы месяц отслеживать в CRM их работу, станет ясно, что во многих случаях они выкладываются хорошо если на 30%, — рассуждает Роман. — А если говорить о будущем глобально, то мне хочется перейти из стадии самозанятости в стадию бизнеса. И больше времени оставлять для себя. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Роман Сытько недавно окончил БГУИР. Вместе с двумя знакомыми он открыл компанию, которая занималась услугами по продвижению в интернете, но бизнес не заладился,... |
|