Боевик как жанр киноискусства появился чуть позже самого кинематографа в виде экшн-фильмов, первым из которых считается «Большое ограбление поезда» 1903 года. Потом мода на «экшн» менялась с каждым десятилетием. В 20-30-е доминировало историко-приключенческое кино о благородных воинах в плащах и со шпагой. Потом была эпоха фильмов о ковбоях, причем оказалось, что кинопастухи мало отличимы от японских самураев — как своим благородством, так и умением сражаться. В 70-е мир захватили картины о боевых искусствах Китая, которые киноиндустрия Гонконга штамповала с пугающей скоростью.
Произошло столкновение голливудских вестернов и фильмов о восточных единоборствах, а добавка к этой горючей смеси успешной франшизы о Джеймсе Бонде, популярных во все времена криминальных драм и детективов породила совершенно особенный тип боевиков. В них, как правило, был один герой, который, впрочем, мог заменить небольшую армию, а противостояли ему злодеи, собирающиеся разрушить город, пару стран или даже весь мир. Конечно, «добро с кулаками» всегда побеждало, а количество убитых врагов зависело исключительно от фантазии сценариста. И, разумеется, появились герои таких боевиков — актеры, которые почти не получали кинонаград за свою игру, но зато им доставалась любовь зрителей и многомиллионные гонорары.
Российские (вернее, тогда еще советские) граждане выяснили, что они тоже любят такие боевики, с помощью видеосалонов. Одноголосый перевод не мешал правильно воспринимать основную мысль таких фильмов, об авторских правах неведомых западных кинематографистов никто тогда не думал, зато многие актеры стали настоящими звездами — без каких-либо рекламных кампаний, просто по факту.
Сильвестр Сталлоне
Этот актер пытался пробиться в кино с начала 70-х, играл в таких фильмах, как «Итальянский жеребец», и мелкие роли в телесериалах. А 1976 году, когда ему было уже 30 лет, сумел «выстрелить», сыграв боксера Рокки Бальбоа. За «Рокки» Сталлоне получил по две номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» (сценарий и главная роль), и пусть наград ему не досталось, он понял, в какую сторону должна идти его карьера.
А боевики 80-х были бы другими, если бы не сыгранный им ветеран Вьетнама Джон Рембо в экранизации романа Дэвида Моррелла «Первая кровь». Долгое время Сталлоне так и менял Рокки на Рэмбо и обратно, периодически отвлекаясь, чтобы, например, сыграть у Кончаловского в «Танго и Кэш», в комедии «Стой! Или моя мама будет стрелять» или в фантастике «Судья Дредд». Киносериал про Рэмбо завершился в 2008 году четвертым фильмом, а франшиза про Рокки существует до сих пор, но в ней персонаж Сталлоне отошел на второй план. Правда, сам актер получил еще одну номинацию на «Оскар» и приз от «Золотого глобуса» (за роль в фильме «Крид: Наследие Рокки»). Но Сталлоне сделал еще один вклад в боевики 80-х (хотя не только 80-х) — в 2010 году он собрал команду «Неудержимых», а потом сделал еще два сиквела к этому ностальгическому фильму.
Арнольд Шварценеггер
Бывший чемпион-культурист из Австрии в этом списке должен быть на первом месте — ведь именно он олицетворял тот тип героя, который был востребован в боевиках 80-90-х.
Огромная накачанная мускулатура, малоэмоциональное лицо и немногословные персонажи, предпочитающие действовать, а не говорить (это, конечно, из-за акцента, но все же). Да и любой фильм с Железным Арни становился едва ли не культовым — хоть дилогия о Конане-варваре, хоть «Терминатор», хоть «Хищник». И это не говоря уже о чистых боевиках вроде «Коммандо», где число убитых противников зашкаливает (по некоторым данным, врагов погибло больше сотни). Правда, в нулевые Шварценеггер ушел в политику (побыл губернатором Калифорнии), потом попытался с триумфом вернуться в кино, но толком не получилось, и даже снялся в очередном «Терминаторе», который хоть и окупился в прокате, но с очень большим трудом.
Том Беренджер
Этот актер мог сняться у Оливера Стоуна во «Взводе» и получить за это номинацию на «Оскар», а мог согласиться на совершенно проходной триллер вроде «Города страха». А вообще для него 80-е начались с типичного боевика «Псы войны», где он играл вместе с Кристофером Уокеном. Но свое место в кино Беренджер нашел, пожалуй, только в 90-е, когда сыграл в фильме «Снайпер». Впрочем, он и после этого особой разборчивостью не отличался — появлялся и у Антуана Фукуа в «Тренировочном дне», и в сомнительных продолжениях того самого «Снайпера». Хотя в шестой части этой почти франшизы (вышла в 2016-м) он все же решил не сниматься; да и то — к тому времени актеру исполнилось 67 лет.
Кристофер Ламберт
Карьера этого актера началась как раз в 80-е, а в 1986 году он сыграл бессмертного шотландца Коннора Маклауда в «Горце» и навеки вошел в историю. Одной этой роли было бы достаточно, чтобы попасть в клуб «героев боевиков», но и в 90-х Ламберт, кажется, не вылезал из фильмов данного жанра, причем не самых плохих. Со временем, правда, он стал менее разборчивым, а сейчас его можно встретить и в каком-нибудь «Кикбоксер: Воздаяние», и в военной драме «Собибор» Константина Хабенского.
Майкл Дудикофф
Один из тех актеров, которых советско-российские посетители видеосалонов помнили скорее по фамилии, чем в лицо. У Дудикоффа, кстати, русские корни (его отец родом из наших мест), а знаменитым он стал после серии фильмов «Американский ниндзя». Это была еще одна попытка американских кинематографистов поэксплуатировать азиатские мотивы и боевые искусства — следует заметить, что попытка удачная. А вот в остальном потуги актера сыграть что-то заметное к успеху не привели, он даже уходил из кино в начале нулевых, но все же вернулся, чтобы сыграть совсем уж незаметных персонажей, например, в «Падении Олимпа».
Чоу Юньфат
А здесь случай обратный: запомнить имя этого гонконгского актера сложновато, а вот типаж у него совершенно особенный. Звездой он стал после десятилетнего каторжного труда на телевидении, а знаменитым его сделал режиссер Джон Ву, снявший уже 30-летнего актера в своих боевиках «Светлое будущее», «Круто сваренные» и «Наемные убийцы». Юньфат до сих активно снимается, в его фильмографии более ста картин, среди которых сказка Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и одна из частей франшизы «Пираты Карибского моря».
Халк Хоган
Огромный человек с узнаваемой внешностью — одни белые усы чего стоят — сначала добился недосягаемых высот в рестлинге, и лишь потом обратил внимание на такие низменные развлечения, как кино и телевидение. Карьеры он в этой области, правда, не сделал, но его принадлежность к героям боевиков 80-х никем не оспаривается. «Рокки 3» и телесериал «Команда «А» тому порукой. Правда, он часто изменял боевикам с комедиями вроде «Мистер няня» или «Клуб шпионов», но таким актерам, как он, это простительно.
Мистер Ти
Тоже очень характерный и узнаваемый персонаж — «ирокез» на голове и груда золота на шее. Работал вышибалой и телохранителем, когда-то подвизался и в рестлерах, но был масштабом пониже, чем Халк. Карьеру в кино начал с подачи все того же Сталлоне в «Рокки 3», потом стал одним из самых интересных персонажей сериала «Команда «А», но превратиться в героя боевиков не сумел, хотя зрители его и запомнили.
Мел Гибсон
Мел «Безумный Макс» Гибсон родом из Австралии и прославился после съемок в боевике-антиутопии в самом конце 70-х. Он сыграл Макса Рокатански в трех фильмах, потом переключился на полицейского Мартина Риггса из «Смертельного оружия» — в общем, 80-е годы выдались у него бурными. Но его карьера продолжалась, вскоре в его фильмографии появились не только боевики, но и исторические фильмы и даже собственные режиссерские работы. Правда, в нулевые Гибсон едва не был изгнан из кино из-за невоздержанности на язык, но через несколько лет его прегрешения почти забыли и он снова начал появляться на экранах и снимать свои фильмы.
Дэнни Гловер
Ну и раз речь зашла о «Смертельном оружии», следует вспомнить о напарнике Риггса из этой франшизы, детективе Роджере Мерта. Правда, за пределами франшизы о двух напарниках-полицейских Гловер не слишком преуспел. Снимался, он, правда, много, в его фильмографии почти две сотни картин, но выделить среди них можно — кроме четырех частей «Смертельного оружия» — только, пожалуй, роль президента в фильме-катастрофе Роланда Эммериха «2012».