Эксперт: Для погашения внешнего долга без рефинансирования придется урезать расходы бюджета
21.08.2018 09:54
—
Разное
|
Беларусь привлекает кредиты для рефинансирования внешнего долга, при этом сумма задолженности практически не снижается. Беларусь и Россия продолжают переговоры о выделении Минску кредита в размере 1 млрд. долларов в следующем году. Об этом заявил журналистам на минувшей неделе бывший первый вице-премьер Василий Матюшевский. Ожидается, что в случае получения кредита средства будут направлены на финансирование выплаты внешнего госдолга. Долговая обремененность по отношению к ВВП сохраняется на высоком уровне «Заимствование средств для реструктуризации имеющегося долга – это попытка с минимальными потерями реагировать на сложившуюся ситуацию. Сумма долга является значительной по отношению к ВВП, к тому же долг почти полностью, примерно на 95%, номинирован в иностранной валюте», - сказал в интервью Учитывая значительные объемы задолженности и достаточно крупные выплаты по кредитам, которые нужно сделать в этом и следующем году, обойтись без рефинансирования довольно сложно. «Если погашать сегодня значительную часть за счет собственных средств, придется сокращать бюджетные расходы, в том числе социальные и капитальные. Это напрямую будет ограничивать спрос и выпуск. Кроме того, это может опосредованно негативно сказываться на росте выпуска, и создавать угрозу валютного и финансового шока. Ведь властям пришлось бы для выплаты долга задействовать дополнительные валютные ресурсы, избытка которых отнюдь не наблюдается. По большому счету, вопрос о рефинансировании связан с выбором, когда затянуть пояса - сегодня или в будущем. Сложно сказать, какой из этих вариантов лучше», - сказал эксперт. По мнению Дмитрия Крука, гипотетически можно было бы погашать долг в течение одного или двух лет без привлечения средств для рефинансирования. В то же время он отметил: «Нужно учитывать, что ежегодные платежи по долгам в ближайшие два года составят 3.5-4 млрд. долларов. При этом в составе валютных поступлений бюджета «гарантированными» можно назвать не более 2 млрд., а объем золотовалютных резервов на сегодня – около 7 млрд. долларов. Поэтому погашение долга без привлечения рефинансирования привело бы к необходимости задействовать резервы вплоть до полного исчерпания их ликвидной части, давлению на валютный рынок и урезанию бюджета. В такой ситуации сложно обойтись без рефинансирования». Величина долговой нагрузки сохраняется на примерно постоянном уровне в последнее время. Хотя некоторое ее снижение произошло в последние 3-4 квартала, оно было мизерным и обусловленным в основном относительной стабильностью курса рубля при ускоренном росте выпуска, который, правда, уже затухает. Дмитрий Крук подчеркнул: «С позиции среднесрочного анализа долговая обремененность сохраняется на высоком уровне, а перспективы ее снижения выглядят весьма туманно». Привлечение внешнего кредитования не стимулировало развитие экономики Наибольший объем государственных внешних заимствований привлекался в период 2007-2014 годах. В этот период финансировалось немало проектов по модернизации госпредприятий, и окупаемость этих проектов сегодня находится под большим вопросом. По словам Дмитрия Крука, технически неверно говорить о том, что именно на эти проекты были потрачены государственные внешние заимствования. «Некорректно подходить к оценке эффекта государственных внешних заимствований через конкретные проекты. Заимствованные средства поступают в бюджет. Там они перемешиваются с поступлениями из других источников и могут использоваться для различных целей. Одной из таких целей в отношении займов в иностранной валюте, например, может быть простое пополнение международных резервов страны, если валютный рынок в данный момент испытывает давление. Однако в конечном итоге кампания по модернизации и всплеск государственных внешних займов, безусловно, связаны. В рамках кампании по модернизации госпредприятия брали на себя избыточную кредитную нагрузку, наращивали импорт, что обусловливало недостаток валюты в стране. Возникающие бреши в итоге пришлось закрывать государству, привлекая для этого внешние займы», - сказал эксперт. По мнению Дмитрия Крука, более корректно формулировать вопрос об эффективности государственных заимствований следующим образом: дало ли привлечение средств через госдолг толчок для экономического роста? «Сегодня уже очевидно, что эти заимствования, пик которых пришелся на 2007-2014 годы, не придали импульса экономике. Напротив, рост заметно снизился, и при этом было накоплено долговое ярмо. И сегодняшняя ситуация, когда погашение долгов сдерживает рост - это по-прежнему негативное последствие тех заимствований. Но сегодня, к сожалению, эту ситуацию уже вряд ли можно изменить, и приходится рассматривать ее как данность. Положительным моментом можно назвать лишь то, что нужные уроки, похоже, усвоены. Дальнейшее чистое наращение госдолга уже не стоит на повестке дня, а официальные лица Минфина заявляют о необходимости постепенного снижения госдолга» - считает эксперт. Разрешить проблему долговой нагрузки за 3-5 лет можно было бы в случае достижения быстрого роста экономики с одновременным укреплением национальной валюты. «Это было бы возможно при росте производительности на уровне 5-7% в год. Быстро растущая производительность – это залог одновременного роста выпуска и укрепления обменного курса, если рост производительности опережает соответствующий рост в других странах. Но достичь такого роста производительности сложно, для этого нужны значительные изменения в институциональной и бизнес-среде страны», - сказал Дмитрий Крук. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь привлекает кредиты для рефинансирования внешнего долга, при этом сумма задолженности практически не снижается.
|
|