Мандат и реальность обновлённого Совмина: Что будут делать новые министры. 21.by

Мандат и реальность обновлённого Совмина: Что будут делать новые министры

03.09.2018 09:44 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Александр Лукашенко провел очередную кадровую ротацию. В руководстве Совмина - новые лица, но новыми, с точки зрения опыта работы на госслужбе, их назвать нельзя. В кадровый резерв президента с улицы не попадают. CV новых министров и руководителей Совмина убеждают: свежих лиц, источников новых идей, инновационных подходов к экономической политике ждать не приходится.

Мандат и реальность обновлённого Совмина: Что будут делать новые министры
Чуть ли не первая публичная встреча нового премьер-министра Сергея Румаса - разговор с Михаилом Мясниковичем, опытнейшим главой белорусской номенклатуры, серым кардиналом вертикали. Встреча старых добрых товарищей и соратников была посвящена планированию бюджета на 2019-20гг. Это весьма показательно. Последние 25 лет Мясникович на разных должностях неизменно курировал все важнейшие вопросы экономической политики. Принимая во внимание прочность связки Мясникович - Румас, нет оснований полагать, что бюджетно-налоговая политика, а с ней инвестиционная, торговая и регуляторная существенно изменятся. Будет приевшееся «улучшить», «совершенствовать», «усилить» и «привести в соответствие».

НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ, СТАРЫЕ КАДРЫ

О содержании экономической политики можно судить по кадрам, которые ее проводят. О взглядах, предпочтениях и потенциале этих самых кадров можно судить по тому, где и чему они учились, а также где и как работали. Анализ CV новых руководителей Совмина убеждает, что ничего нового, реально реформирующего институты экономического развития ожидать не приходится.

Премьер-министр уже был вице-премьером, потом ушел работать в Банк развития, получающий очень большие бесплатные деньги из бюджета. Распределять чужое, т.е. налогоплательщиков - это не создавать свое, в частном бизнесе. Да, возможно, новый премьер будет лучшим распределителем. Как опытный банкир, он будет применять больше технократических, финансовых критериев, но выступать против сомнительных и тупиковых инвестиционных проектов в рамках госпрограмм - это вряд ли. Ведь за каждым из них стоят свои отраслевые и региональные лоббисты.

Министр экономики Дмитрий Крутой был замминистра. Он своими глазами наблюдал упадок министерства, превращение его в аппендикс Совмина по выработке формального «одобрям-с» по самым разным вопросам. Минэкономики потеряло свой статус центра выработки стратегии развития страны. Ему не хватило смелости провести научный, объективный анализ институциональной, инвестиционной и торговой политики Совмина/Администрации президента.

Крутой работает в Минэкономики уже 12 лет. Сейчас перед ним стоят задачи другого порядка. Чтобы справиться с ними, нужно расширить круг источников новых знаний, выступать новатором, возмутителем бюрократического болота. Нет ни публикаций, ни выступлений, ни публичных действий нового министра, которые бы подтверждали его готовность вести себя именно так.


Первый вице-премьер Александр Турчин руководил аппаратом Совмина, работал в Мин­облисполкоме. Его имя начало активно упоминаться в связи с занятием должности председателя Совета по развитию предпринимательства. На ней он не успел проработать и года. Проявил себя весьма острожным чиновником, предпочитающим кулуарные договоренности и переговоры. Не ссориться, не высовываться и постоянно говорить «ребята, давайте жить дружно». Должность первого вице-премьера - это не про «хороший мужик, он справится». Это про выработку стратегии развития, превращение разрозненных министерств и ведомств в команду единомышленников, противодействие мощным лоббистам, перетягивающим одеяло на себя.

Новый министр промышленности Павел Утюпин тоже уже был замминистра промышленности и министра экономики. Лояльный исполнитель, чиновник со стажем, понимающий логику Госплана, бюджетного финансирования государственных промышленных предприятий, а также торгового протекционизма. Едва ли Утюпин будет отстаивать принцип равенства условий хозяйствования, бороться за свободу торговли и поддерживать банкротство хронически убыточных заводов и фабрик.

Новый министр архитектуры и строительства Дмитрий Микулёнок был крепко связан с КУП «Управление капитального строительства Мингорисполкома». Это предприятие представляет собой гремучую смесь номенклатурных и коммерческих интересов. Оно никогда не функционировало по законам рыночной экономики. Выбить ресурсы в бюджете, договориться со своими поставщиками, убедить чиновников поддержать проекты - это Микулёнок наверняка может, а вот создать полноценное конкурентное поле в строительном секторе - вряд ли.

СИЛОВИКИ - НА ПЕРЕДОВУЮ

Новый министр связи и информации Константин Шульган вообще из силовиков. Был замначальника Оперативно-аналитического центра при президенте. В этом определенный парадокс новых кадровых назначений Лукашенко. Сектор информации и телекоммуникации - это сегодня передний край технологий и развития. Он критически важен для интеграции страной технологий IV промышленной революции. Им сегодня руководит человек в погонах, а не авторитетный профессионал из сектора IT или телекома. Первый вице-премьер Турчин поставил перед новым министром очень амбициозные задачи. Нужно «не министерство связи в узком, отраслевом смысле, и даже не центр информатизации, а мощный интеллектуальный, стратегический штаб по развитию цифровой экономики в масштабах всей страны… Образно говоря, спектр ваших задач - от индустрии 4.0 в промышленности и точного земледелия в сельском хозяйстве до создания полноценной системы электронной медицины в стране. Именно ваше ведомство должно дать четкую, ясную и конкретную стратегию цифровизации всех других отраслей и всей экономики в целом. И не только дать ее в теории, но и волевым образом пробивать на практике». Возможно, в ОАЦ сконцентрировался мощный кадровый резерв для выполнения таких амбициозных задач. В этом случае Шульган должен будет выступить против косности и догматизма Минпрома и Минсельхозпрода.

Новый вице-премьер Игорь Ляшенко призван заменить ветерана белорусской вертикали власти Владимира Семашко. Курировать ТЭК в условиях напряжения отношений с Россией, переговоры по нефти, нефтепродуктам и газу - дело неблагодарное. Ляшенко прекрасно знает нефтяной сектор страны, поскольку почти 6 лет был в руководстве крупнейшего розничного монополиста на рынке нефтепродуктов - Белнефтехима. Едва ли стоит ожидать от него инициативы по созданию полноценной конкуренции и проведению давно назревшей реформы энергетического сектора. Ему нужно будет руководить действиями по интеграции БелАЭС в энергосистему. Это сложнейшая задача, требующая четкой координации действий не только с премьером, но и с президентом.

Новый вице-премьер Владимир Кухарев тоже из контрольно-силовых служб, из КГК. Он будет курировать строительство, транспорт и коммуникации, ЖКХ и МЧС. Он прекрасно знает, как проверять, где искать «косяки», как писать докладные записки. Это стандартный функционал белорусского топ-чиновника в системе Совок/Госплан. Сложно себе представить Кухарева, отстаивающего интересы частного бизнеса в режиме свободной, открытой конкуренции на рынке транспорта и ЖКХ. Значит, скорее всего, будет все по-старому. Новые лица - старые привычки и замашки.

Еще один вице-премьер - Игорь Петришенко. Он опытный дипломат, знаток белорусско-российских отношений. Нет сомнений, что в новом качестве он будет профессиональным представителем Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии, Союзном государстве и СНГ. Гораздо сложнее будет войти ему в роль куратора социально-культурной сферы, образования, здравоохранения, спорта и СМИ. Либо эти сферы ответственности будут отодвинуты на второй план, либо Петришенко должен будет взяться за изучение совсем новых для него предметов и дисциплин. Есть опасность, что при его занятости внешними проектами реформы здравоохранения и образования будут отложены на неопределенный срок.

 * * *

Новый премьер-министр Сергей Румас попросил у своих подчиненных новых идей, «потому что все мы понимаем, что время течет, все меняется. Мир вокруг нас меняется очень быстро, и руководить экономикой старыми методами уже не всегда получается». Трудно понять, откуда новые лица в Совмине возьмут эти самые прорывные идеи, которые бы соответствовали динамике мира и содержанию его трансформаций. Остается надежда только на то, что министры, вице-премьеры и сам премьер начнут реальный, полноценный диалог с национальным научным, экспертным и бизнес-сообществом.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Александр Лукашенко провел очередную кадровую ротацию. В руководстве Совмина - новые лица, но новыми, с точки зрения опыта работы на госслужбе, их назвать нельзя. В...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика