"Красоту женщины здесь определяет количество шрамов". Денис Дудинский и Катя Раецкая об Эфиопии. Часть 2
11.09.2018 09:12
—
Разное
|
Вчера После гостеприимного племени бана Денис и Катерина попали в «край абсолютной бедности» и узнали, как выживают среди песка «речные люди» — народность дасанеч. «„Речные люди“ не знают, что есть какая-то другая жизнь — им просто не с чем сравнивать»Денис: — Народность дасанеч, конечно, самая депрессняковая… Но у них есть на это причины. Они называются «речными людьми», потому что живут в устье реки Омо, куда их вытеснили другие народности. По сути, они живут на границе между Южным Суданом, Кенией и Эфиопией. Все, что у них есть, дасанеч добывают из реки, «гуманитарка» к ним просто не доходит. В сезон засухи река уходит, и они живут на отмелях, где часто случаются песчаные бури… Песок повсюду — в ушах, глазах, во рту. В какой-то момент начинает казаться, что ты попал в фильм «Кин-дза-дза». Простые люди живут в шалашах из веточек. Те, у кого семья побольше, могут себе позволить всё те же шалаши, только покрытые листами ржавой жести. И когда завывает ветер, а песок стучит по этим жестяным настилам — впечатления жутковатые. Первый вопрос, который возникает, когда смотришь на это: а как люди вообще там дышат в +30 градусов жары? Местные объяснили, что жесть они укладывают каким-то специальным способом, делая подкладку из травы. Как это работает, мы так и не поняли. Видимо, для этого нужно родиться речным человеком. Это самая загадочная, необъяснимая народность. Невозможно понять, как они там живут. Грязь, скверные запахи и абсолютная пустота вокруг. Катерина: — В племени мы насчитали около 200 человек, и они как будто в параллельной реальности. Это единственная народность, в которой дети сами не шли на контакт. Пока мы не начали играть в мою любимую игру «Музыкальные носы». (Улыбается.) Нажимаешь на нос — и говоришь «бибииип». Каждый нос должен звучать по-разному, иначе они передерутся. Когда мы уезжали, дети уже вовсю играли в эту игру сами. Трудно сказать, какое у них будущее… Ведь «речные люди» не знают, что есть какая-то другая жизнь — им просто не с чем сравнивать. Как оттуда можно выбраться? Только если перебежать в Кению — и там начать новую жизнь. Но откуда у них может возникнуть желание уехать, если они знают о жизни только одно: сезоны меняются с «река близко» на «река далеко». И больше ничего не происходит. Но, с другой стороны, в этом суть психологии счастья: когда тебе не с чем сравнивать, да и нет самой потребности проводить сравнения — у тебя все хорошо. И «белые люди» для тебя — не обладатели того, чего у тебя нет, а просто иные. Они ничего у тебя не просят, потому что не знают, что просить. Правда, Денис и Катерина вспоминают, что есть пара вещей, которые имеют для жителей племен особую ценность. Это мыло и пластиковые бутылки. Денис: — В южной Эфиопии есть рыночные дни, когда разные народности встречаются на базаре и в 70% случаев устраивают натуральный обмен. Сделать покупку за деньги тоже можно, но жители племен стараются не тратиться: например, 5 быр (национальная валюта Эфиопии. — Прим. LADY.TUT.BY) — 20 центов — это для них серьезные деньги! Катя: — Но есть вещь, за которую они готовы платить, — это мыло. Сопровождающие попросили нас забирать его даже из отелей — и все отдавать племенам. И так в Эфиопии со всем: остатки хлеба после обеда, пустые пластиковые бутылки, пачки из-под сигарет — все на вес золота. А стекло ценится настолько, что ты отдельно доплачиваешь за тару, если покупаешь в магазине бутылочку «Колы». Все это подтвердило мою давнюю мысль: вещи должны служить долго, а еда — доедаться, а не выбрасываться. В Эфиопии, например, доедают все или отдают тем, кому нужнее. Даже раскрошенная печенька из твоего кармана — это для них огромная ценность. И не от голода даже, а потому что это «очень вкусная еда» и «подарок гостя». «Ты даже радуешься за самую „кровавую“ женщину, потому что она точно удачно выйдет замуж»Даже опытным путешественникам редко удается стать свидетелями древних обрядов племени хамер. Но нашим рассказчикам повезло, и они своими глазами увидели, что есть место, где «бьет» действительно значит «любит». Денис: — Благодаря нашему проводнику Энди, у которого была в племени хамер своя «агентура», мы приехали как раз во время проведения двух умопомрачительных обрядов — это прыгание по быкам и… не знаю даже как назвать. Избиение женщин? Прыгание по быкам — это, по сути, процесс превращения мальчика в мужчину. Мужчиной он станет, если пробежит по спинам всех животных. Тех, кто смог это сделать, без еды и питья отсылают из племени на месяц: выживешь — хорошо. Эти подростки сбиваются в стаю и вместе пытаются добывать пищу и воду. Через месяц их забирают в назначенном месте, и если выжил — ты, считается, настоящий мужик. И вот эти самые мужики потом имеют право продемонстрировать свой новый статус — побить женщину. Удивительно то, что женщины сами этого хотят. Для них это важно, потому что красота и ценность женщины в племени хамер определяется количеством ударов мужчины и шрамов на ее теле. Для них фраза «бьет — значит любит» имеет самый буквальный смысл. Как это происходит? Женщина обвешивает себя колокольчиками, берет рог — и дудит в него, стоя перед мужчиной. Катя: — Она всячески его третирует и выводит из себя, беспрестанно дергает… В общем, доводит до того состояния, когда ее действительно хочется отлупить — и сама протягивает мужчине прут. Он изображает кокетство, отбрасывает прут, может даже уйти… Денис: — А она бежит за ним с воплями и требует люлей. И потом, как в замедленной съемке: взлетает хлыст, красное марево из крови, которая течет по спине, ногам… Это по-настоящему жутко — до тебя долетают брызги. На женщинах появляются раны до мяса. Все это происходит при 30-градусной жаре и продолжается несколько часов подряд. Значимость этого обряда для них настолько велика, что даже маленькие девочки подбегают к мужчинам с прутиками и начинают дразнить. Мужчины, конечно, взмахивают этим прутом только играючись — мол, тебе, девочка, еще рано. Катерина: — Проводник нас сразу предупредил: «Понятно, что для вас это будет очень неприятное и страшное зрелище. Но очень прошу: не делайте вот это свое паническое лицо. Вы пришли на огромный праздник, смотрите с восторгом и восхищением». И это трудно, потому что ты видишь происходящее не со стороны — ты каким-то образом оказываешься в самом центре событий, и этот хлыст летает туда-сюда перед твоим носом. Мне потом писали в соцсетях: «Они просто не знают, что это плохо, они бы так не делали…» Но дело в том, что у них свои критерии того, что хорошо, а что плохо — и кто сказал, что наш голос определяющий? Для нас получить медаль, премию или звание заслуженного артиста — это почетно, а для них ценны раны. И никакие защитники женских прав не смогут это изменить. Сами женщины племени хамер будут просить, чтобы все оставили как есть — это такая древность, которая нам неподвластна. Денис: — В какой-то момент ты даже начинаешь радоваться за самую «кровавую» женщину, потому что она точно удачно выйдет замуж и проживет безбедную жизнь. Катерина: — Кстати, несмотря на то, что Эфиопия считается православной страной, в племенах есть местные верования. И у хамеров, например, принято многоженство. Первую жену выбирает отец, вторую — сам мужчина, третью — совместно с предыдущими женами. Главное для них: создать большую семью — так легче выжить. И, справедливости ради, надо отметить — несмотря на «кровавые» обряды, в их повседневном отношении друг к другу совершенно нет агрессии. Они не ругаются, не бьют детей. Наоборот: держатся рядом, стараются укрыть потеплей и делятся последним. «Мурси любят носить с собой автоматы Калашникова. С ними особо не поспоришь»Контрастным душем после древних традиций хамеров для Дениса и Катерины стала цивильная жизнь народности ари. Денис: — Ари сразу пригласили нас в дом, где ждал обед и кофейная церемония. Это удивительная история: перед тобой открывают дверь и показывают всё — не наносное, для гостей, а такое, какое есть в повседневной жизни этих людей. Ари сделали серьезный шаг к цивилизации. У них есть мукомольня, кузня — у нас такие стояли, наверное, полвека назад, свое глиняное производство. Место, где живут ари, расположено очень удачно: в горах, где нет такой жары и сухости, и благодаря этому у них есть террасное земледелие. Видно, что все это поставлено на поток — каждая семья чем-то занимается, приносит пользу и пытается заработать. Катерина: — Как раз по соседству с ари находилась деревушка, в которой я учила детей считать. Туда редко привозят туристов, потому особенно удивительно, что у местных ребят такие музыкальные уши. Мы прошли вместе 300 метров, а они уже считали вместе со мной. Выкрикиваешь — и они четко-четко повторяют и наши числа, и песенки. Наверное, из-за того, что к ним редко приезжают, у них совершенно не захламлен мозг и есть огромный интерес ко всему, что ты говоришь. А вот племя мурси уже знакомо с туристами и знает, как с ними обращаться: Денис и Катерина признаются — мурси ты готов отдать все, что они попросят, и на это есть как минимум одна веская причина… Денис: — Мурси любят носить с собой автоматы Калашникова. Например, с ним они приходят на рынок — и торг сразу становится неуместен. Катерина: — Ко мне подошла одна из девушек мурси, кормящая мама, — дернула за шлейку спортивного топа и говорит: «Мне дай! У меня маленький ребенок, мне надо поддерживать грудь!» Я ей объясняю, что мне вообще-то тоже надо, и как я тут при всех разденусь. Она в ответ не растерялась, говорит: «Купишь себе на рынке еще». Она отказалась от денег, от новой футболки, от любых подарков: «Нет, хочу этот топ». Дело кончилось тем, что топ все равно достался ей. (Смеется.) Они четкие ребята, и с ними особо не поспоришь. Например, подходит мужчина и требует: «Мыло». А у тебя нет мыла, и ты предлагаешь деньги. «Нет, хочу мыло». Смотришь на этого мужика с автоматом — и понимаешь, что надо срочно найти мыло, раз ему надо. Они суровые, но у них однозначно есть чувство юмора, четкое понимание ситуации и своего положения. Например, сфотографироваться с ними можно только за деньги — все те же 5 быр, 20 центов, и как только кто-то первый заплатил, тебя начинают раздирать. «Пожалуйста, можно я больше не буду фотографироваться?!» — «Нееет, теперь сфотографируйся со мной!» (Смеется.) Или вот подходишь фотографироваться к нарядной девушке, у которой на голове какие-то богатые рога, а на шее — облепиховые бусы. Вторая девушка, которая стоит рядом и видит, что эта, с рогами, пользуется у туристов популярностью, а она — нет, отбирает рога, надевает себе на голову и стоит с выражением лица «теперь я принцесса». Это очень смешно — и, мне кажется, они сами понимают комизм ситуации. Но, как рассказал проводник, эти фотосъемки для мурси — единственный шанс заработать. Они живут на краю заповедной зоны: ни воды, ни еды. Одна надежда: получить что-то от редких туристов и потом обменять на рынке. «После Эфиопии ты чаще начинаешь говорить нет. Но и твое да весит больше»Последней народности, с которой удалось познакомиться Денису и Катерине, повезло больше: они находятся под охраной ЮНЕСКО — поэтому консо точно не исчезнут. Как и внутренние перемены, которые происходят с путешественниками, однажды приехавшими в Южную Эфиопию. Денис: — Консо живут в средневековой деревне из камня, как будто высеченной внутри большого колодца — и это очень красиво. У них есть главная площадь, на которой решаются важные для племени вопросы, и каждое поколение втыкает здесь палку как знак того, что его голос услышан. У них есть свои ритуалы, свой ритм жизни. Катя: — У них даже летоисчисление свое, особое. По народному календарю там сейчас декабрь 2010-го, а в декабре 2010-го мне всегда 18! Мне кажется, что этот факт меня здорово омолодил. (Смеется.) А еще после поездки появилось понимание: я умею строить отношения с людьми. Здесь легко считать себя мизантропом и социофобом, а в Эфиопии с первой минуты включаешься в общение и сразу хочется всех обнять — потому что все просто, без условностей, без сравнений, без попытки кому-то что-то доказать. Вы существуете здесь и сейчас: в эту минуту вам весело, а завтра вы плачете при расставании. И это так по-человечески. И если у меня появилось желание вернуться в Эфиопию и жить в палатке — это, очевидно, именно потому, что люди там прекрасные. Сложно не растерять эти ощущения, но, кажется, я поняла главное: нужно сохранять отношения только с теми, кто действительно тебе дорог. Ведь если общение не приносит удовольствия в моменте — как можно его называть полезным? Денис: — После Эфиопии ты чаще начинаешь говорить нет. Но и твое да весит больше. В Эфиопии все естественно и прямолинейно. Хочешь сказать — скажи. Любишь — люби. Не нравится — уходи. Возвращаясь, ты понимаешь, сколько в нас лишнего — надуманного, наносного. И это очень усложняет нам жизнь. Катерина: — И то же со всякими примочками и гаджетами. Когда тебя спрашивают: «А где вы заряжаете телефоны, а как словить вайфай?», ты даже не понимаешь, о чем речь. Единственное важное: чтобы была вода. Дорогие шампуни, патчи под глаза, новый комплект одежды — все это кажется такой фигней. Ты приезжаешь домой, и оказывается, что зарядное устройство ты даже не доставал из чехла, а косметичка осталась такой же полной, как при отъезде. Тебе больше не нужно покупать вещи! Жители племен обходятся одним полотенцем: им вытираются, оборачиваются, ходят в нем, как в повязке, несколько лет. И ты понимаешь, что тоже можешь так — еще лет пять носить эту ветровку, а не менять ее каждый сезон. Только в Эфиопии понимаешь, как на нас действуют уловки маркетологов, социальных сетей, цивилизации — и как мало в этом правды. Там, где ты становишься свободным от всего этого, начинается настоящая жизнь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Узнаем о том, как это - жить с племенами, у Дениса Дудинского и Катерины Раецкой, которые несколько недель провели в Южной Эфиопии. |
|