Прецедентное решение. Белорусский суд вынес первое решение по залоговому авто. 21.by

Прецедентное решение. Белорусский суд вынес первое решение по залоговому авто

11.09.2018 09:56 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Этого момента мы ждали. Ждали и боялись одновременно. Почему? Да потому, что от него во многом зависит судьба других автомобилей, приобретенных белорусами и находящихся в залоге у российских банков и финансовых учреждений», – пишет журналист ABW.by Евгений Грачев.

Прецедентное решение. Белорусский суд вынес первое решение по залоговому авто
Вчера в суде Фрунзенского района г. Минска будет вынесено первое решение по иску российского банка.

Термин "залоговый" появился в нашей автомобильной сфере меньше года назад, но сегодня одна лишь мысль о неведомом прошлом приобретенной за свои кровные машины заставляет владельцев судорожно вносить на сайте регистрации залогов Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации в поисковую строку VIN-номер авто. Увидев результаты проверки, облегченно вздыхают не все. 

После того как ABW.BY первым поднял тему такого изощренного способа мошенничества, к нам обратилось более сотни людей, на автомобили которых претендовали российские кредиторы. И все это время их беспокоил только один вопрос: что дальше? Будут ли россияне требовать заложенное имущество? Как поведет себя белорусская сторона? Встанет ли наш суд на сторону своих граждан?

Ну что же, дождались. 7 сентября 2018 года в 15.00 суд Фрунзенского района г. Минска приступил к рассмотрению искового заявления ООО "Русфинанс Банк" об истребовании залогового автомобиля из собственности простой и, что самое важное, многодетной семьи из Минска. 

Пикантности ситуации добавляет тот факт, что о залоговых автомобилях нынешние ответчики были наслышаны, поэтому в 2016 году за автомобилем они направились не куда-нибудь, а к официальному дилеру марки Opel в Беларуси. "Да, дороже - но надежнее, и проблем зато не будет", - так объяснили ABW.BY свое решение Евгений и Алена. 

Как впоследствии оказалось, на площадке салона работали банальные "перекупы". История начинается тут, мы о ней писали.

Мы тогда не смогли скрыть свое возмущение. Посудите сами: банк выдал кредит жителю Республики Мордовия (Россия), погрязшему в долгах и имевшему за плечами почти с десяток исполнительных производств. Российские приставы тщательно пытались найти хоть какое-то имущество этого должника, чтобы наложить на него арест и погасить долги. Увы, не нашли, поэтому банк обратил свой взор в Беларусь, на Евгения и Алену, теперешних собственников залогового автомобиля.

Банк намертво вцепился в заложенное имущество, по его настоянию автомобиль был арестован определением суда Фрунзенского района г. Минска. А вскоре состоялось рассмотрение и самого иска. 

Мы помогали чем могли. Юрист ABW.BY был официально привлечен к судебному разбирательству в качестве специалиста. 

К слову, рассказать суду нам было что. 


Но сперва пришлось какое-то время потратить на изу ие российского законодательства, чтобы ответить на первоочередной вопрос: "Почему российский банк отказался налагать арест и обращать взыскание на залог - кредитный автомобиль - у себя, в России?" Ведь в самом договоре залога указано, что все споры, вытекающие из данного договора и связанные с ним, подлежат разрешению в суде Российской Федерации и по правилам общей подсудности этой страны. Не сразу, но ответ на этот вопрос был найден: "Потому что шансов у кредитора обратить взыскание на залоговый автомобиль в самой России - ноль". В соответствии с ч.1 п.2 ст.352 Гражданского кодекса Российской Федерации залог прекращается, если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога. Это означает, что покупатель такого имущества является добросовестным приобретателем, хотя это не отказывает банку в праве в законном порядке наложить арест на свой залог  и забрать его через суд. 

А теперь "фишка" от редакции ABW.BY, которую мы заготовили шустрым ребятам - специалистам "Русфинанс Банк".

Согласно ч.4 ст.339.1 ГК РФ залогодержатель (в нашем случае ООО "Русфинанс Банк") в отношениях с третьими лицами (в нашем случае это Алена и Евгений, поскольку они не участники договора залога) вправе ссылаться на принадлежащее ему право залога только с момента совершения записи об учете залога. Эта запись совершается в реестре уведомлений о залоге движимого имущества Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации. Доступным языком - залог должен быть зарегистрирован в реестре залогов, тогда у банка есть право что-то требовать с третьих лиц.

Не зря мы сразу же после обращения в редакцию Алены с Евгения оперативно направили их в ближайший населенный пункт России, которым оказался Смоленск, где они получили выписку из залогового реестра. По официальным сведениям, предоставленным нотариусом Смоленского городского нотариального округа Российской Федерации, автомобиль наших героев в реестре залогов НЕ ЗНАЧИТСЯ. Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой российского законодательства у банка отсутствует само право на залог, раз уж банк не потрудился этот залог зарегистрировать. Эти аргументы мы изложили в возражениях на иск, которые Алена (как собственник авто, ответчик именно она) предоставила суду. 

В этой части хочется отметить, что в России практика по подобным делам уже начала складываться: суды стали отказывать банкам в обращении взыскания на залог, если в отношении залога на момент приобретения автомобиля не было записи в реестре. Как правило, ответчиками в этих судах являлись наши соотечественники. Проще говоря, суд взыскивает в пользу банка денежные средства по кредиту и обязывает эти средства уплачивать кредитополучателя, но залог, который уже находится у других лиц (добросовестных приобретателей) не изымает. Копии таких решений мы приложили к материалам судебного разбирательства. 

Как видим, в России есть закон, который в случае признания человека добросовестным приобретателям, оставляет за ним имущество.

А в Беларуси такого закона нет! Вспомним нашумевшее дело "Автокомпанисэвэн", когда автомобили по решению судов сотнями изымались у вполне себе добросовестных приобретателей, купивших машины в белорусском автохаусе, и возвращались их первоначальным владельцам, с которыми автохаус не рассчитался по договору. 

Понятно, что спорное имущество делением размножаться не способно, и если удовлетворяешь интересы одного (добросовестного приобретателя), то ущемляешь интересы другого (собственника авто), от этого никуда не деться. 

Но ситуация ситуации рознь. Одно дело, когда авто угнали, продали, нашли и затем вернули первоначальному владельцу. И совсем другое, когда, как в нашем случае, банк выдал кредит сомнительному лицу, не удосужился в законном порядке не только зарегистрировать сам залог, но и проверить должным образом наличие у кредитополучателя предмета залога. Странно, ведь банк, как никто другой, заинтересован в сохранности своего имущества и должен перестраховаться несколько раз, выдавая в долг деньги. Но не в нашем случае. Банк не сделал, казалось бы, простых вещей. А почему не сделал? Остается только гадать: уж нет ли тут умысла? Поэтому и подался он в белорусский суд. И уж наверняка эти банкиры знают, что в Беларуси даже признание гражданина добросовестным приобретателем не гарантирует ему прав на приобретенное им имущество и оставление этого имущества за собой. 

Поэтому рассмотрения дела в белорусском суде мы ждали с особой тревогой.

Алена очень волновалась. Пришлось даже шепотом подсказать ей, в чем заключается не понятый ею вопрос судьи Фрунзенского района г. Минска. От судьи этот факт не ускользнул, я получил замечание с занесением в протокол судебного заседания. Второе замечание означало бы принудительное выдворение из зала суда, причем за неуважение к суду могли привлечь еще и к административной ответственности. Потому пришлось с судом на этот счет согласиться, извиниться и в дальнейшем сидеть тихо. К слову, судья - и это было видно - пыталась разобраться в конфликте, задавала уточняющие вопросы. Одно из ходатайств судья рассматривала в совещательной комнате почти час, дабы мотивированно в удовлетворении этого ходатайства отказать. 

В любом случае это решение будет судьбоносным. Ведь положительным исходом для Алены и Евгения суд прикроет российским банкам "правовую лазейку" и отобьет у них охоту зариться на имущество белорусов. 

Если же вердикт будет обратным, даже страшно предположить, что произойдет. Это как открыть "ящик Пандоры": сотни банков из соседней страны станут подавать подобные иски в судебные инстанции Беларуси, учитывая прецедент этого судебного разбирательства. А кто знает, сколько таких залоговых автомобилей из России катается по дорогам нашей страны? 

Суд объявил вердикт

Да, это произошло. Суд отказал российскому ООО "Русфинанс Банк" в удовлетворении исковых требований и обращении взыскания на автомобиль. Радуются Алена и Евгений, и мы всецело и от всей души их в этом поддерживаем. Да, все-таки белорусская Фемида встала на сторону своих граждан и пресекла попытки российских банков использовать некоторые тонкости белорусского законодательства в свою пользу. А ведь волнений (и вполне обоснованных!) было в избытке.

Мы не сомневаемся, что наша помощь, в том числе правовая, сыграла в этой истории свою роль, от чего есть некое чувство гордости и веры в справедливость. Надеемся, что поможем и другим, для этого редакция ABW.BY и работает.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Этого момента мы ждали. Ждали и боялись одновременно. Почему? Да потому, что от него во многом зависит судьба других автомобилей, приобретенных белорусами и...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика