Как одеваться и вести себя за столом, чтобы будущий партнер захотел сотрудничать, а не сбежал к конкурентам? Практическими советами поделилась международный эксперт по этикету и протоколу Альбина ХОЛГОВА.
Каким бы простым и очевидным не казался современный этикет, его секретному языку обучаются годами. Эксперт училась во Франции у графини Мари де Тилли из старинного аристократического рода, в Латвии у известного политического консультанта Елены Марга, и в Великобритании у Уильяма Хэнсона — самого авторитетного в стране специалиста по этикету, который консультирует даже шейхов.
По мнению Альбины Холговой, этикет - это индикация «свой – чужой». По тому, правильно ли вы расстилаете салфетку на коленях, ваш деловой партнёр или клиент безошибочно определит, насколько хорошо вы воспитаны. Поэтому для того, чтобы не ударить в грязь лицом, в процессе переговоров необходимо держать в уме простые правила этикета.
1. Внешний вид
Важно помнить, что мозг человека за считанные секунды принимает решение о том, приятен ли ему собеседник. Главную роль играет чувство стиля человека.
Если предстоит обед с VIP-персоной, то подойдет дресс-код под названием business best — белая сорочка, запонки, темно-синий костюм, галстук бордовых оттенков и классические черные кожаные ботинки. При встрече с гостем категории пониже приемлем стиль business traditional — например, темно-серый костюм, рубашка нежно оливкового или даже розового цвета.
Отправляясь на любой бизнес-ланч, не надевайте черный костюм. Он позволителен только в трех случаях: на свадьбе, похоронах и для посещения оперы. При появлении в коричневом костюме учитывайте, что человек в одежде этого цвета теряет в глазах окружающих авторитет, воспринимается как менее значительная персона. А цель вашей встречи ровно противоположная.
2. Выбор ресторана
Не поленитесь и изучите разные варианты: меню, интерьер, расположение, рейтинги заведений, отзывы о них. Остановитесь на нешумном ресторане с качественным обслуживанием. Ваш партнер также оценит, если вы выберете ресторан недалеко от его офиса.
3. Начало трапезы
Если вас не встречает метрдотель, то путь к столику прокладываете вы как приглашающая сторона, а следом идет гость. Прикосновение к салфетке служит сигналом, что вы уже определились с выбором блюд.
Приступать к еде все должны одновременно, а заканчивать трапезу следует одновременно с главным человеком за столом.
4. Ход переговоров
Перед обсуждением главного вопроса встречи, вам необходимо изящно «прощупать» настроение собеседника. Применяйте тактику small talk — обменяйтесь мнениями на общие темы. Главное в разговоре – не нойте. После такой ни к чему не обязывающей беседы длительностью 7-10 минут можно начинать говорить о делах. В ТОПе запретных тем – политика, секс, деньги и здоровье.
Помните, что на деловом обеде принято не пить и закусывать, а есть и запивать. Старайтесь игнорировать блюда, которые не так-то просто съесть, оставаясь аккуратным. Если перед вами человек не посвящен в нюансы этикета, то промахи сойдут вам с рук. Но эстет, прекрасно разбирающийся в искусстве делового обеда, вынесет вам «приговор» за ошибки.
5. Завершение встречи и оплата счета
В деловой среде все подчинено регламенту, и бизнес-ланч - не исключение. Если вы договорились о часовой встрече, то обязаны уложиться в эти рамки.
Счет обычно оплачивает тот, кто приглашает собеседника в ресторан. Когда явного инициатора встречи нет, то распространена практика делить расходы: каждая сторона берет на себя половину суммы заказа. Дурным тоном считается оплачивать лишь те блюда, которые были выбраны вами. Даже если вы ограничились чашкой кофе и десертом.
Еще больше полезных рекомендаций вы услышите 25 октября на мастер-классе Альбины Холговой выступит в Минске на международной конференции «