Как сделать работу советов и комиссий при госорганах более эффективной
28.09.2018 13:28
—
Разное
|
Если советы и комиссии при государственных органах не работают, бизнес начинает выбирать полулегальные методы взаимодействия с государством, что способствует росту коррупционной составляющей в стране. Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» провело исследование, посвященное работе консультативно-совещательных структур (КСС) при госорганах. Специалисты пытались обнаружить проблемы, существующие сегодня в работе советов и комиссий в Беларуси, а также определить, что может влиять на их эффективность. «Консультативно-совещательные структуры – а это и общественно-консультативные советы (ОКС), и различные межведомственные советы, по сути, являются инструментом для взаимодействия бизнеса и государства, через который бизнес-сообщество может донести второй стороне некие свои мнения, убеждения и позицию, – отметил эксперт «Либерального клуба» Никита Беляев на презентации исследования. – Они по своему уникальны, потому что в Беларуси это единственный инструмент, который позволяет бизнесу в диалоговом формате взаимодействовать с государством». Насколько этот инструмент качественно работает, насколько он удобен для всех участников взаимодействия, зависит насколько будет качественной государственная политика, уверены эксперты. Авторами исследования Никитой Беляевым и Евгением Мордосевичем было отмечено, что, если КСС не будут работать, бизнес просто будет выбирать неформализованные механизмы, полулегальные методы взаимодействия с государством, что будет способствовать росту коррупционных рисков. Как представлено государство и бизнес в ОКС? Так, в результате исследования, к примеру, выяснилось, что информация об ОКС присутствует на 28 сайтах госструктур. На 10 сайтах этой информации нет вообще. В существующих ОКС среди бизнес-союзов наиболее представлено (в 13 ОКС) Республиканское общественное объединение «Белорусская научно-промышленная ассоциация». Наименьший по составу ОКС в концерне «Белнефтехим». Если посмотреть на медианный состав участников в ОКС при республиканских органах госуправления, то он будет выглядеть следующим образом: государство – 58% (госслужащие 42% и госкомпании 16%), бизнес-союзы представлены 32%, бизнес – 5%, иные – 5% (преподаватели вузов или представители Академии Наук). Что касаемо количества участников в ОКС при каждом ведомстве, то наибольшее число бизнеса, на удивление, в Минсельхозпроде – порядка 47%, а наименьшее в Минтруда и соцзащиты – чуть более 4%. При этом наибольшее представительство государственных служащих – в «Беллесбумпроме» – 68,7%. «В некоторых структурах, таких как Минэкономики и МАРТ, хорошо представлены как бизнес, так и государство, так и бизнес-союзы. Примерно четверть от каждого блока, – заметил Никита Беляев. – Таким образом, там на выходе мы будем получать мнение, которое действительно будет согласовано». Какие проблемы? Интересно, что согласно результатам проведенных экспертных интервью, большинство опрошенных указали в качестве основной проблемы в работе советов и комиссий личностный фактор. Как заметил Никита Беляев, ОКС и другие советы согласно белорусского законодательства возглавляет либо глава ведомства либо его заместитель, который в свою очередь также принимает решения о составе ОКС, формирует повестку дня и решает другие вопросы. «И поэтому от его личностных качеств, широты мышления, готовности вести дискуссию, приглашать оппонентов, зависит качество принимаемых решений», – отметил автор исследования. Еще одной немаловажной проблемой респонденты посчитали организационную слабость бизнес-сообщества. Упоминалась низкая способность к агрегированию мнений и предложений, низкая способность к формулированию своей позиции организациями бизнес-сообщества и нехватка экспертов. Кроме этого, по результатам опроса, респондентов беспокоит проблема использования коррупционных связей и отсутствие единого понимания целей и задач КСС у госорганов. Как улучшить диалог? В целом, резюмируя результаты исследования, Никита Беляев, отметил, что в большинстве случаев инициатором создания ККС являлось государство, что говорит о наличии у него интереса и желания вести диалог с бизнесом. Правда, наличие зависимости работы КСС от «личностного фактора» и многое другое в работе консультативно-совещательных структур свидетельствуют непостоянном характере заинтересованности государства в развитии этой системы. К недостаткам КСС эксперт также причислил отсутствие функционала и зоны ответственности: неясно, какой совет и за какие непосредственно дела отвечает, до сих пор сложно получить информацию, кто входит в состав того или иного совета, когда проходит собрание и т.п. «Хочется отметить также некую деформацию понимания системы консультативно-совещательных структур, – сказал Беляев. – Не раз звучало мнение органов госуправления, что они хотят на этих площадках получить готовую экспертизу (проработку проекта закона и т.д.) от бизнес-сообщества, а не узнать его мнение по обсуждаемому вопросу». Эксперт считает, что такого быть не должно и бизнес должен заниматься другими вещами. В составе ОКС – в основном государство Кроме этого, авторами исследования было отмечено, что, к сожалению, сегодня уровень присутствия бизнеса и бизнес-союзов в составе ОКС достаточно низкий. Так, только 15 организаций из более чем 200 зарегистрированных в стране бизнес-союзов участвует в ОКС. «Это проблема инициативы или проблема в том, что государство хочет видеть только своих, какие-то «карманные организации?», –- задается вопросом Никита Беляев. «Возможно, министерствам проще и удобнее работать в стандартном составе участников, который они знают. Правда, тогда не получается репрезентативность, которая так нужна, – отметила заместитель председателя Ассоциации Европейского Бизнеса Мария Карась. – Также, мне кажется, нужно четко прописать критерии, кто и какие организации либо эксперты могут стать членами ОКС». Мария Карась также признала, что сегодня в связи с сокращением госслужащих, для министерств работа ОКС – это дополнительная загрузка. Возможно, если бы это был какой-то отдельный отдел сотрудников, занимающийся данной работой, которому бы платили за это зарплату, работа делалась бы иначе, считает она. При этом есть министерства, отметила представитель Ассоциации Европейского Бизнеса, которым сегодня удается работать эффективно. Там поняли преимущества работы ОКС. «Сотрудники министерства там понимают, что предложения, поступающие от бизнеса, действительно актуальны: некоторые вопросы, к примеру, можно не изучать министерству: нужно только взять и откоррелировать», – сказала Мария Карась. «В целом, все министерства должны понять, что это диалог, это помощь им, а не противодействие, не попытка продавить чьи-то интересы. Сегодня уже государство не может быть отдельно от бизнеса», – заключила эксперт. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если советы и комиссии при государственных органах не работают, бизнес начинает выбирать полулегальные методы взаимодействия с государством, что способствует... |
|