От Венесуэлы до Монголии. Где и в каком виде можно встретить белорусские автобусы и троллейбусы
22.10.2018 16:36
—
Разное
|
Зарубежный контракт на поставку техники это всегда не только выгодно, но и престижно. Мы часто слышим, что наши автобусы и троллейбусы продают за пределами Беларуси. AUTO.TUT.BY постарался систематизировать информацию о поставках в зарубежные страны и обнаружил много любопытного. Например, наши троллейбусы добрались до Южной Америки, а проданные за границу некоторые модели автобусов и вовсе не встретишь в Беларуси. Первый опыт поставок белорусских троллейбусов в зарубежье относится к прошлому веку. Построенные на «Белкоммунмаше» в 1998 году два сочлененных троллейбуса «модель 333» были отправлены в Ригу. В дальнейшем в столице Латвии появились около десятка 333-х «гармошек», там же ездили и первые «одиночки» «модель 321». Троллейбус шарнирно-сочлененной «модели 333» — единственный «белорус», который есть в регулярной эксплуатации даже в Южной Америке. Одна такая машина работает в аргентинской Кордове. Кроме того, заметное их количество было поставлено в столицу Сербии — Белград. Там же есть и парк одиночных «321» вне СНГ. В 2003 году Риге появился первый наш «экспортный» троллейбус на базе кузова МАЗ-103. Правда, белорусским здесь был только сам кузов. Электрооборудование и окончательная сборка были венгерскими, фирмы Ganz Transelektro. Такой вариант остался в единственном экземпляре и стал уникальной рижской экзотикой. В дальнейшем у машинокомлектов МАЗ (предсобранных кузовов для установки троллейбусного оборудования) все-таки сложилась довольно удачная экспортная судьба. Комплектные троллейбусы на их основе собирали «Белкоммунмаш», ЭТОН, украинские предприятия, заводы в Санкт-Петербурге и Москве. Когда базовый автобус был подвергнут рестайлингу, у нас троллейбусов с такой внешностью не появилось, но в Москве в итоге сформировался, пожалуй, самый крупный парк троллейбусов на базе кузова МАЗ-103 с рестайлинговой внешностью. В московской версии такой троллейбус называется СВАРЗ-МАЗ-6235.00. В столице РФ их почти сотня — 95, если быть точным. Значительно менее массовыми стали троллейбусы на базе кузова супернизкопольного автобуса МАЗ-203. В Минске таких нет вообще, два в Бобруйске, остальные — только за границей. Интересный экземпляр работает в польском городе Люблин. В его основе машинокомлект 203Т8М-0000000. Особенности польской версии — гидростанция, кондиционер кабины водителя Webasto CC4E и централизованная система смазки. Был этот троллейбус создан совместно МАЗом и городским люблинским предприятием электротранспорта MPK Lublin Sp. z.o.o. в 2009 году, правда, так и остался единственным образцом. Тендер тогда выиграл Solaris. В Вильнюсе эксплуатируются два троллейбуса МАЗ-ЭТОН Т203 «АМБЕР», созданные совместно с ЗАО «Общественный транспорт Вильнюса». Построены они были в 2011 году. А за три года до того партия из десяти троллейбусов на базе этого кузова была отправлена в Румынию, в город Галац. Еще десяток троллейбусов в таких кузовах (местной доукомплектовки) есть в Украине — в городах Днепр, Краматорск, Ровно и Черновцы. Крупнейший парк троллейбусов на базе кузова МАЗ-203 эксплуатируется в Москве. Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод СВАРЗ ГУП «Мосгортранс» на основе машинокомлекта МАЗ-203Т7М-0000000 выпускает троллейбус СВАРЗ-МАЗ-6275. Пик их производства пришелся на 2017 год, и теперь в Москве 25 таких троллейбусов. На самые свежие стали устанавливать оригинальную пластиковую маску, отличающуюся по дизайну от таковой у базового автобуса МАЗ-203. Как раз вариант с оригинальной маской показан на фото. Еще 16 троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275 были поставлены в Краснодар и 14 в Крым. Самый экзотический внешне белорусский троллейбус — это Витовт «модель 420». В Минске таких всего пять, большинство были поставлены на экспорт. Крупнейшим их парком обладает российский Белгород (поставлено 20 машин), по десятку есть в Туле и Калинграде (на фото). Еще два оказались в Тирасполе, а одному довелось ездить даже по колумбийскому Медельину, правда, в экспериментальном порядке, после чего машина была возвращена на завод. Теперь перейдем к экспортным поставкам автобусов. Самый дальний заокеанский экспортный форпост белорусского автобусостроения — это Венесуэла. Туда точно поставлялись автобусы МАЗ-256, МАЗ-152 и МАЗ-251. Малинового цвета МАЗ-256 сфотографирован именно в Венесуэле. Но эта страна оказалась не очень надежным партнером и не выкупила часть заказанных машин. Именно несостоявшимся венесуэльским поставкам наши внутренние войска, министерство обороны, БелАЭС и ряд региональных автопредприятий обязаны тем, что в составе их парков появились автобусы такого цвета. Еще один заокеанский форпост — Гавана, столица Кубы. На остров свободы в 2008 году были поставлены 22 трехосных одиночных автобуса МАЗ-107 и 18 «гармошек» МАЗ-105. На тот момент по кубинским меркам это были ультра-передовые сверхкомфортные автобусы. Если же брать главных заказчиков — Украину и Россию, то автобусы МАЗ есть в очень многих крупных городах. Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Калинград, Воронеж, Ставрополь, Красноярск, Киев, Запорожье — это только часть городов, полный список был бы очень длинным. Отметим любопытные внешние особенности МАЗ-203 в двух российских столицах. Голубой автобус на фото — это Москва. Обратите внимание — заводская эмблема смещена влево, а по центру красуется логотип Мосгортранса. И на крыше есть мощный салонный кондиционер. Бело-зеленый автобус — это Санкт-Петербург. Благодаря усилиям местного дилера — компании GlobalBus и творческой инициативе питерского Пассажиравтотранса была разработана специальная комплектация для Питера, включающая в себя ряд нюансов по салону. А за счет того, что фарам-«глазкам» сделали нехитрый «макияж» с помощью серебристых наклеек, внешность немного преобразилась и обрела сугубо питерские черты. Да, и здесь тоже есть большой кондиционер на крыше (в северной, заметьте, столице). Получается, что в Минске у абсолютного большинства автобусов кондиционеров нет не потому, что МАЗ не может их установить, а потому что Минсктранс их не заказывает. А что за эмблема БИК вместо МАЗовской? БИК — аббревиатура от сербского «Бус Индустрија Крагујевац» и торговая марка компании «Вулович транспорт» из сербского города Крагуевац. Этот сербский партнер МАЗа собственным силами раньше МАЗа создал газовую версию (потому и эмблема полноправно другая). В Сербии появились несколько таких автобусов. Еще несколько МАЗ-203 работают в Польше и даже. в Германии! Как минимум два МАЗ-203 перевозят пассажиров в немецком Оснабрюке. Еще один случай «реэмблемирования» МАЗовских автобусов также связан с газовым топливом. МАЗовскую эмблему на эмблему Lotos меняют в вотчине главного конкурента — КАМАЗа, в Набережных Челнах. Местная компания РариТЭК в кузов-машинокомплект устанавливает китайские газовые двигатели Yuchai, а также оснащает их дополнительным оборудованием. В результате получается как бы совсем другой автобус, совсем другого производителя, другой торговой марки. Но таких автобусов построили совсем немного, сейчас РариТЭК планирует сотрудничать с китайским поставщиком кузовов. Второй в мире по размеру парка, после родной Беларуси, эксплуатант длинных «гармошек» МАЗ-215 — это Монголия. В 2015 году 20 таких автобусов было закуплено для новообразованного автобусного подразделения на базе троллейбусного парка Улан-Батора. Ну, а самый дальний автобусный плацдарм МАЗа в Азии — это Вьетнам. Во вьетнамском Ханое есть как минимум 15 автобусов МАЗ-103. Конечно, приведенные здесь примеры это далеко не все эпизоды поставок белорусской пассажирской техники за рубеж. Но главное здесь — тенденция. Наша пассажирская техника пусть и не гигантских масштабах, но все-таки востребована за рубежом.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наши троллейбусы и автобусы заполняют улицы не только белорусских городов. Техника трудится в России, Украине, Европе и даже во многих экзотических странах....
|
|