Белорусской одежды нет, и поддельные документы. Какие нарушения находят в азиатских магазинах
31.10.2018 16:24
—
Разное
|
Магазины с товарами по низким ценам, или, как они их называют, азиатские, которые открываются по всей стране, сейчас на слуху. Белорусские ипэшники FINANCE.TUT.BY посмотрел, как чиновники проводят мониторинги магазинов с низкими ценами, какие нарушения находят проверяющие, а также что думают про торговцев из Средней Азии покупатели.
«То, что фабричное, мне не по карману»В этот раз проверяющие В городе работают 3 азиатских магазина. По документам они, как правило, оформлены на белорусов, но собственниками, как часто бывает, являются представители азиатских национальностей. К примеру, в том магазине, куда мы ехали, хозяин по национальности узбек, а бизнес оформлен на жену — белоруску. Уже с порога магазина с товарами из Средней Азии в Молодечно ощущается запах клея и прочей химии, характерной для одежды, обуви и галантереи низкого качества. В довольно большом помещении все заставлено стойками с товаром, между ними — узенькие проходы. Джинсы, пиджаки, рубашки, блузки, байки и другие предметы гардероба висят в два яруса. В конце торгового зала виднеются полки с обувью. Для утра рабочего дня покупателей в магазине довольно много. Люди перебирают разноцветное белье с рюшами и кружевами, лежащее на стеллажах, рассматривают ночные сорочки, изучают сумки из кожзама. Покупателей в магазине становится все больше. Большая часть из них — пенсионеры. Время от времени в кассу выстраивается очередь из 4−5 человек. Самый ходовой товар, по нашим наблюдениям, — белье и носки.
— Качество вас устраивает? — интересуюсь у покупательницы, которая выбирала бюстгальтер. — Сносное качество, — ответила женщина. — То, что фабричное, мне не по карману. В универмаге один бюстгальтер стоит от 20 рублей, а у меня зарплата до 500 недотягивает. Так я лучше куплю здесь два по 5 рублей, поношу и еще два по 5 куплю, чем один на все случаи жизни. Мужчина в очереди стоит с несколькими парами носков. — Я сюда хожу не только из-за цен, но и потому, что магазин возле дома. Носки здесь покупаю, они нормально носятся, — рассказывает мужчина. Проверяющие: «Белорусские носки и не могут быть дешевле импортных, в цену заложены затраты на маркировку»Продавцы, узнав, что к ним пришли проверяющие, засуетились. К проверяющим вышли руководитель магазина и его супруга. Первое, на что обратили внимание проверяющие, на вывеске на входных дверях не указано название юрлица, которому принадлежит торговый объект, а также не прописан режим работы магазина. В «уголке потребителя» проверяющие также не нашли нужную информации: правил продажи, ассортиментного перечня товаров — это документ, где перечислены все виды товаров, которые постоянно должны быть в продаже в магазине. Книга замечаний и предложений была, но велась неверно. Жалоб в ней было около 30. Кто-то пожаловался на «вежливость» продавцов, кто-то на то, что ему скидку на обувь неправильно посчитали. Одна женщина пожаловалась, что ей не поменяли джинсы, которые растянулись после месяца носки и стали велики. — Мы на все жалобы отвечаем письменно и в положенный срок, — заверила продавец и показала извещения о доставке писем по нужным адресам. — Но копии ответов должны храниться вместе с книгой замечаний и предложений, — уточнил представитель МАРТ. Проверяющие отправились осматривать товар. Оказалось, что на некоторых вещах не было маркировки с обязательной информацией. — На ценниках не были указаны наименование товара и страна его происхождения. Маркировка товаров — зонтов, рюкзаков, детских игрушек, перчаток, носков и так далее также не содержит ни на русском, ни на белорусском языке информацию о его наименовании, дате изготовления, наименовании и месте нахождения производителя, а также импортера, и другую предусмотренную техническими регламентами информацию. Если это, к примеру, одежда, то должен быть указан состав сырья, из которого она сделана, — пояснил представитель МАРТ. — Мы просто не успели промаркировать игрушки и зонты, — стали оправдываться продавцы. — Их же только выложили. А каждую пару носков промаркировать вообще нереально. — Белорусам реально, а вам нереально, — заметила проверяющая из Госстандарта. Одна из продавцов возразила на это: — Но они 100 пар привезут, по 10 объектам раскидают, цену 3 рубля поставят и продают их больше месяца. Потому что за такие деньги никто не покупает. Поэтому им реально. — А у нас такой оборот! — Вот поэтому белорусские носки и не могут быть дешевле импортных, потому что в цену товаров отечественного производства уже заложены затраты на маркировку продукции, что увеличивает ее себестоимость, — заключила специалист из Госстандарта. «Мы хотели закупить белорусскую одежду, но она сильно отличается по цене»Проверяющие поинтересовались, есть ли в магазине товар белорусского производства. — Если вы продаете куртки, обувь, то их должно быть по 1−2 разновидности товара — это зависит от торговой площади магазина — отечественного производства, — пояснил Александр Кульбакин. — Мы хотели закупить белорусскую одежду, даже ездили в Гродно посмотреть, что предлагают. Но она очень отличается по цене от той, что мы здесь продаем, — пояснил хозяин магазина. — И по 1−2 единицы никто из белорусских производителей не продает. В этот момент в магазин зашла пожилая женщина, говорит, «две пары тапочек вчера купила, надела одну, посидела, а обувь ноги сжимает, не могу носить». Попросила принять обе пары без чека. Пенсионерку отвели в обувной отдел и дальше вопрос решался там. Проверяющие под расписку вручили рекомендации владельцам магазина и сказали за 10 дней устранить все нарушения. — Привлекать к ответственности мы вас на первый раз не будем. Но если повторно найдем эти же нарушения, привлечем, — предупредил Александр Кульбакин. — Можно получить штраф до 10 базовых. — Вы и ипэшников, которые на нас постоянно жалуются, тоже проверьте, — говорит хозяйка магазина. — У них все те же самые нарушения. К слову, замечания МАРТ — это еще не все вопросы к продавцам товаров из Средней Азии. Госстандарт отобрал товар, на который в течение суток максимум владельцы должны предоставить сертификаты соответствия. Во время прошлого мониторинга магазин получил запрет на продажу детской одежды, потому что на нее не было сертификатов. — Претензии наших ипэшников в принципе понятны. Азиаты закупают товары через свою сеть, как они говорят, у брата. Могут взять товар без предоплаты, продать его и только потом вернуть деньги. Азиаты в этом плане очень поддерживают друг друга. А наш белорус едет за товаром в Москву, ему нужно везти с собой свои деньги. Покупают они у россиян, а россияне — зачастую у тех же азиатов. Поэтому товары для белорусов обходятся дороже, потому что закупаются через посредника, — поясняют проверяющие. Чиновники говорят, что и у наших ипэшников, и у азиатов товар практически одинаковый, — Наш индивидуальный предприниматель-белорус покупает товар для своего одного магазина, а у азиатов их сеть — 6−7 магазинов. Поэтому они закупают товар большими партиями и с минимальной торговой надбавкой и быстро его реализуют через сеть, — говорит Александр Кульбакин. Проверяющие говорят, что и наши предприниматели, и азиаты должны иметь все необходимые документы на товар. — Сертификаты на товар — это отдельная тема. Азиаты приносят огромную стопку, и ищи сам то, что тебе нужно, — рассказывает представитель Госстандарта. — Сертификаты им выдают в России, к ним приложения на трех листах мелким шрифтом, туда вписывают какие угодно наименования товара. А сколько поддельных документов. У белорусов сертификаты проходят идентификацию. Специалист из Госстандарта говорит, что на товарах в азиатских магазинах часто нет вшивных ярлыков, поэтому идентифицировать их невозможно. — Нашла сегодня куртку с двумя бирками, то есть получается, что у одной вещи два производителя. Когда вшивного ярлыка нет, на вещь можно повесить все что угодно. Второй магазин, в который мы пришли, по площади оказался гораздо больше первого. Едкий химический запах присутствовал и здесь, особенно в обувном отделе. В ассортименте, казалось, есть все: подушки, одеяла, постельное белье, детские игрушки, шапки, сумки, халаты и многое другое. Людей в магазине просто тьма. Без покупок почти никто не уходит. Директор магазина оказалась на месте. Несмотря на большую площадь, нарушений здесь оказалось меньше, чем в предыдущем магазине. Все товары, даже мелкие игрушки, были промаркированы. Исключением стали только носки. — А почему у вас нет платежного терминала для оплаты банковскими картами? — поинтересовался проверяющий из МАРТ. — Мы давно уже подали заявку в банк, но по каким-то техническим причинам они нам его пока не предоставили, — ответила директор и показала подтверждающий документ. Белорусского товара здесь тоже не оказалось. Зато был сам ассортиментный перечень. Этому магазину тоже выдали рекомендации устранить все недостатки до конца месяца. Директор обещала все исправить и проинформировать МАРТ. Правда, просила дать немного больше времени на устранение найденных нарушений. Предприниматель: «Нужно брать с них пример, крутиться, а не жаловаться»Зашли мы и на один из местных вещевых рынков, чтобы посмотреть, как там идет торговля. Покупателей здесь немного. У предпринимателей разное мнение насчет конкурентов с товаром из Средней Азии. — Людей в последнее время на рынке убавилось, никакой торговли, — рассказывает женщина, продающая обувь и сумки. — У нас в городе нездоровая конкуренция с азиатскими магазинами. Было два. Летом открылся еще один большой магазин. Таких цен, по которым они товар продают, даже на закупке нет. У них перчатки по 3 рубля, а у нас такая закупочная цена. Продаю такие же по 4,5 рубля. А у других и по 7 рублей есть. И я стою со всем пакетом документов, оплаченными налогами, арендой. Женщина говорит, что работы в городе не найти, потому что нет никакого производства. Поэтому либо в торговлю идти, либо в Минске устраиваться и ездить. — Кроме рынков и магазинов, в городе ничего нет. Люди выживают как могут. А как закрыться, куда идти? В городе работы нет. Только если ехать в Минск. А как на 8 часов уезжать в другой город, если у тебя, к примеру, дети маленькие? — продолжает продавец. По словам женщины, на рынке ипэшников тоже все время проверяют. — Нам тоже говорят маркировать товар, нужно, чтобы все этикетки были. Видите, у меня есть. Адрес производителя, страна происхождения, состав ткани, цена — все прописано. Белорусский товар тоже требуют, но у меня его нет. Потому что торгую сумками и обувью, а белорусская обувь — кожаная. А продавать кожу на улице нельзя, только в закрытых павильонах, — говорит продавец. — Но у других продавцов белорусский товар есть. Одна женщина продает и трикотаж, и носки белорусские. Позже Александр Кульбакин уточнил, что никаких ограничений по продаже кожаной обуви нет. Продавцы на рынке говорят, что отечественный товар закупать неудобно, потому что его продают только большими партиями. — У меня есть гродненские блузки, — демонстрирует товар продавец с соседнего ряда. — Они очень дорогие. Если российская блузка на закупке 25 рублей, то наша — не меньше 45 рублей. Но иногда их тоже у нас берут. — Да, покупателей стало меньше, — констатировала еще одна продавец. — Но из-за азиатских магазинов или нет, утверждать не буду. Цены у нас примерно такие же, как у них, вроде. Я в те магазины только один раз заходила. Но такого мнения придерживаются не все предприниматели. — Думаю, что у нас покупателей становится меньше не из-за азиатских магазинов, — возразил мужчина из соседнего роллета, но он торгует не одеждой. — Просто рынок изживает себя. Теперь люди больше ходят в магазины и торговые центры. Конкуренция. Как говорится, выживает сильнейший. Если азиаты придумали, как сюда товар ввозить, продавать по низкой цене, — это им только плюс. Белорусским ипэшникам нужно брать с них пример, крутиться, а не жаловаться и просить власти запретить и наказать тех, кто предлагает покупателям более выгодные цены, чем они. ИП говорят, что за последние пару лет на их рынке закрылось «довольно много продавцов». Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы посмотрели, как проходят мониторинги магазинов с низкими ценами и какие нарушения там находят проверяющие. |
|