Завершился 25-й "Лістапад". Кто они - люди, которые были с фестивалем все эти годы. 21.by

Завершился 25-й "Лістапад". Кто они - люди, которые были с фестивалем все эти годы

10.11.2018 15:34 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вчера закончился юбилейный кинофестиваль «Лістапад». AFISHA.TUT.BY поговорила с людьми, которые каждый ноябрь четверть века подряд смотрели фестивальное кино и наверняка знают, чем жил и живет «Лістапад». Ностальгировать разрешается.


Церемония открытия XXV «Лістапада»

На наши вопросы отвечали:

  • Людмила Саенкова — заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук;
  • Сергей Катьер — режиссер, продюсер, доцент кафедры экранных искусств Белорусской государственной академии искусств;
  • Александр Ефремов — режиссер театра и кино, сценарист, актер.

— Слово «фестиваль» происходит от латинского festivus, что можно перевести как «праздничный». Во время проведения первых фестивалей «Лістапад» чувствовали ли вы этот «праздник»? А в последние годы?

Людмила Саенкова: Праздник фестиваля — это его атмосфера. Атмосфера создается не только за счет фильмов, но и за счет чего-то неуловимого. Например, как чувствует себя человек в фестивальном пространстве, насколько эффективно налажено общение с теми, кто создает фестиваль, кто представляет фильмы, кто ведет пресс-конференции, словом, со всеми, кто находится в этом поле. Фестиваль — всегда некое наэлектризованное диалогическое поле. На «Лістападзе» эта пульсирующая энергия чувствуется с первого дня. Все наполнено этой энергией общения, радостных открытий. К слову, открытия могут быть и не всегда радостные. Но ведь важно, что они есть. Чего стоят бесконечные разговоры после фильмов за чашкой чего-нибудь, обсуждения с создателями в зрительном зале, возможность узнать больше во время пресс-конференций, собственных интервью с гостями. Все это есть, и с избытком.


Людмила Саенкова (вторая слева) на церемонии открытия XXIV «Лістапада»

Сергей Катьер: Первые фестивали, конечно, были праздником. Мы очень серьезно готовились и делали его для людей, не для себя. Раньше я вел церемонии открытия и закрытия, писал сценарии, отсматривал много кино. А уже тусовки, встречи в клубах, где люди пьют коктейли и танцуют, — это все мимо меня.


Сергей Катьер на церемонии открытия XXI «Лістапада». Фото: Наталия Кашевская

Александр Ефремов: Для меня праздничными были как раз первые фестивали. Существовало, что ли, кинематографическое сообщество, гости приезжали из самых разных союзных республик. Пока еще мое поколение у дел, и сейчас изредка появляются люди, с которыми мне тоже необыкновенно приятно видеться: и Карен Шахназаров, и Вадик Абдрашитов, и многие другие. Но раньше в Минск приезжали гораздо больше артистов и режиссеров, а сейчас это выглядит немного жалко, как мне представляется: приезжает один-два человека из России и какие-то малоизвестные кинематографисты. Они совершенно ни с кем не общаются, разве что через переводчика. Трудно включиться в это общение.


Александр Ефремов на церемонии открытия XXIV «Лістапада»

— Вспомните самый первый фильм, который посмотрели в рамках «Лістапада»?

Людмила Саенкова: Фильм тогда молодого эстонского режиссера Сулева Кеэдуса «Георгики». Это было открытие и режиссера, и нового киностиля.

Сергей Катьер: Вы мне скажите, какие фильмы были на первом «Лістападзе», и я вам скажу, что видел их все. В первые годы показывали фильмы в основном российского производства. Несмотря на то, что Россия кажется такой близкой, в то время прокат был разрушен, в кинотеатрах можно было увидеть что угодно, но только не российское, белорусское, эстонское, литовское кино. Поэтому мы шли на это кино и успевали посмотреть чуть ли не всю программу, те 12−13 фильмов — Сокурова, Тодоровского, Муратовой, Говорухина, Михалкова, Рогожкина, Балабанова и других мэтров российского и советского кино. На каждом фильме был аншлаг.

Более того, на первых фестивалях мне как одному из организаторов выдавали 150 пригласительных, чтобы я их распределил на телевидении, люди стояли в очередях и просили у меня этот билет. А сегодня пригласительных практически нет, в основном зрители покупают билеты, зная, что фестиваль привезет эксклюзивное кино. И это правильно: люди готовы заплатить деньги, чтобы прийти на «чернушное» кино — болгарское, сербское, украинское. Киру Муратову я до сих пор спокойно смотреть не могу, это сложное кино, но мне интересно.

Александр Ефремов: Я помню первый фильм, который я представлял, — это был «Поводырь», и тогда он получил серебро «Лістапада». Потом я показывал на фестивале ленты «Дунечка», «Снайпер: оружие возмездия». А дальше сложилось так, что я снимал в основном телевизионное кино по заказу российской студии, это не фестивальный формат. Но помню, как я переживал по поводу того, «покажутся» ли мои фильмы зрителю «Лістапада», примет ли он их. У моих картин была достаточно приятная зрительская судьба.

— Изначально фестивальные показы шли в октябре. Опишите ту атмосферу в трех словах.

Людмила Саенкова: Холодно. Жарко. Волнительно.

Сергей Катьер: Все классно было. Масса народа в пальто, в шапках. Проблемы были и с отоплением, и со светом. Но всегда — полный зал, огромное количество гостей. Наш зритель, конечно, больше знал и ждал московских звезд, они давали гала-концерты, выступали в филармонии, проводили пресс-конференции — там, кстати, тоже все сидели в шубах. Хотя какая разница, в чем сидели. Главное — сидели. Было уютно.

Александр Ефремов: Интригующе, приятно, интересно. Я как-то не вспоминаю, что было холодно: я моложе был, кровь горячее была, и было это ожидание чуда: здесь сейчас что-то случится.


Церемония открытия XXIII «Лістапада»

— Какое воспоминание, связанное с фестивалем, вы бы назвали самым ярким? А самым неприятным?

Людмила Саенкова: Самые яркие воспоминания связаны с удивительными авторами, гостями. Это и было то, что можно назвать «роскошью человеческого общения»: Сергей Соловьев, Валерий Рубинчик, Станислав Говорухин, Андрей Звягинцев, Вадим Абдрашитов, Павел Чухрай, Юсуп Разыков… На фестивале почетным гостем был даже космонавт Гречко. Какая замечательная пресс-конференция была с ним! Насколько он был прост, внимателен к каждому вопросу, доброжелателен и открыт. Неприятных моментов тоже было достаточно. Но об этом, честно говоря, не очень хочется говорить, хотя все помнится.

Сергей Катьер: У меня с «Лістападам» не связано никаких отрицательных эмоций за все 25 лет. Те, кто приезжал на наш фестиваль, до сих пор с теплом вспоминают и наши личные встречи, и Минск, и «Лістапад». Я был сейчас на фестивале «Киношок» в Анапе, ко мне подходили со словами: «Как попасть на ваш „Лістапад?“ Был у вас в 2005 году, мне так понравилось». Новая команда фестиваля сумела взять эту эстафету и не разрушить атмосферу праздника.

— Какую фестивальную историю вы до сих пор вспоминаете с улыбкой?

Людмила Саенкова: Когда на встрече со студентами Вадим Абдрашитов стал «экзаменовать» наших студентов на предмет знания кино. Вот это был шок!

Александр Ефремов: Улыбок было очень много. Потому что — банально, конечно, — но было приятно видеть людей и хорошее кино, а хорошего за 25 лет фестиваля было больше, чем плохого.


Церемония открытия XX «Лістапада»

— Какие имена из тех, что сейчас на слуху, для вас открыл «Лістапад»?

Людмила Саенкова: Молодых авторов румынского, казахского, узбекского, грузинского кино, Апичатпонга Вирасетакуна, Брийянте Мендосу, Лав Диаса, целое поколение российских авторов — Василия Сигарева, Бориса Хлебникова, Юрия Быкова, Михаила Сегала, Бакура Бакурадзе. Всех не перечислишь…

Сергей Катьер: Я, например, до сих пор вспоминаю Дину Корзун и Чулпан Хаматову. «Страна глухих» Валерия Тодоровского — тот фильм, в котором они открылись для массового зрителя и кинематографистов и как пара, и как замечательные артистки. Открытием для меня стал и Леонид Мозговой, любимый актер Сокурова, который играл в его фильмах и Гитлера, и Ленина. Удивительно интеллигентный человек, но какая магия перевоплощения в нем происходит! Его открыл Сокуров, но поскольку фильмы впервые были показаны у нас, наш зритель познакомился с этим актером именно на «Лістападзе».

— Назовете главные фильма «Лістапада» для вас?

Людмила Саенкова: «Сьераневада», «Дурак», «За холмами», «Ида».

— Если сравнивать с тем, что было 10−15 лет назад, сейчас «Лістапад» находится на подъеме или, наоборот, существует в компромиссной ситуации?

Людмила Саенкова: У всего есть начало, подъем, расцвет и угасание. Хочется верить, что угасание еще не грозит. Но «Лістапад» всегда старался выжить и жить дальше. Каждый год он радует новыми фильмами, многие из которых входят в золотой фонд мирового кино. Это дается немалыми усилиями. Важно ценить то, что имеем: новое качественное кино, знаменитых авторов. Ведь это же то, что повлияло и на нашу национальную киносреду, которая тоже начинает пульсировать и которая обязательно станет животворной, интересной и для других в этом мире.


Церемония открытия XXV «Лістапада»

Александр Ефремов: У меня ощущение, что сейчас фестиваль стал гораздо камернее в гостевом смысле, и у него появилась претензия на некую элитарность: здесь много кино для критиков и гораздо меньше кино для зрителей. Я смотрел большое количество картин, где речь шла о немых, больных, не очень здоровых. В определенное время я решил, что это основное направление, которым интересуется фестиваль «Лістапад». Мне бы хотелось, чтобы было больше кино разнообразного, не только фильмы о том, как тяжело жить на белом свете. Да, жизнь требует мужества, но в ней существуют какие-то перспективы для человеческого духа, мне хотелось бы, чтобы картин подобного рода было больше. Я с огромным удовольствие пошел на открытие нынешнего фестиваля — фильм «Холодная война» — и был чрезвычайно очарован этой картиной.

К сожалению, в низовую культуру, к которой сегодня обращается большинство производителей кино, совершенно не включены такие параметры, как «историзм», «патриотизм», «этика», «нравственность». Поэтому мы и имеем огромное количество картин, от которых может стать дурно. Строить и созидать гораздо сложнее, чем разрушать. Проще рассказать плохое — и тогда ты выглядишь многозначительным и удивительно мудрым. Человек, который говорит о добре, справедливости, гораздо менее защищен, чем циничный разрушитель. Если уж говорить о празднике на «Лістападзе», его можно сделать чуть-чуть другим. Чтобы в нем было больше цветов и улыбок.

Сергей Катьер: Я думаю, что фестиваль набирает обороты, это видно по его программам, гостям и потрясающей географии. Он обрел мощную международную популярность и авторитет. Но мне кажется, что нынешний фестиваль больше ориентируется на любителя кино, не на обывателя.

Читайте также



Юбилейный «Лістапад» раздал призы. Лучшей стала картина румынского режиссера

Есть ли кино после «Лістапада»? Что смотреть в минском прокате в ноябре

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
AFISHA.TUT.BY встретилась с людьми, которые каждый ноябрь все 25 лет подряд смотрели фестивальное кино и наверняка знают, чем жил и живет "Лістапад". Ностальгировать...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика