«Даже машину за свои заправлял». Как «зеленый» дальнобой отработал первую вахту в Европе
21.12.2018 14:08
—
Разное
|
Михаил из Гродно решил стать дальнобойщиком: он устроился водителем в небольшую польскую фирму, хотя до этого на большегрузах никогда не ездил. «Зеленому» международнику доверили тягач и отправили на трехнедельную вахту в Европу. Первый «блин» Михаила оказался «комом»: он повредил машину в ДТП, съехал в кювет, разрушил дорогу из плитки в голландском городе. Но и это не самое страшное: уже в рейсе выяснилось, что в фирме финансовые проблемы: деньги на топливо водителю пришлось буквально выпрашивать, а по окончании вахты зарплату ему не выплатили. Из ипэшника в дальнобойщики— Дальнобойщики неплохо зарабатывают, это было большим стимулом сменить работу, — рассказывает бывший ипэшник Михаил. — Отучился и открыл необходимые категории в правах, в Люблине окончил курсы водителей-международников, которые стоили мне около тысячи евро, но без них устроиться на работу в Европе нельзя. А потом «разбросал» в интернете объявления о том, что ищу работу. Идти в белорусскую компанию Миша не хотел, был наслышан, что «работать тут очень плохо, потому что гаишники и транспортники ни за что штрафуют дальнобойщиков и цепляются». Поэтому, когда на резюме Михаила откликнулся директор польской фирмы из города Кошалин, Михаил с готовностью согласился. Ничего о своем будущем нанимателе он не знал: в интернете о фирме был только один посредственный отзыв. — По приезде в Кошалин я двое суток жил в доме Марека — директора маленькой фирмы, у которой было всего шесть тягачей. Познакомился с его семьей — хорошие люди. Тогда, помню, супруга директора Анна сказала мне: «Работай, Марек тебе потихоньку будет платить». Мне бы тогда насторожиться, но я не придал значения этой фразе, — вспоминает парень. Предполагалось, что в свой первый рейс новичок поедет с опытным дальнобойщиком — на стажировку. Однако оказалось, что «инструктор» уехал в другой рейс и отправить Михаила на работу не с кем. — Меня посадили за руль тягача, рядом сел родственник директора. Несколько часов мы поездили по Кошалину. Мужчина сказал, что я нормально езжу, можно в рейс и одного отправлять, об этом он сказал Мареку. Директор мне говорит: «Поедешь один». «Опыта не было, но я смотрел видео»Ехать без стажировки в Европу, да еще не имея опыта вождения грузовика, Михаил не хотел, но в итоге согласился. — А что было делать? Денег у меня не было. Возвращаться в Гродно? Или жить у Марека неизвестно сколько? Подумал — справлюсь… А еще посмотрел на YouTube видео от водителей, как они без стажировки начинали работать и все у них нормально было. Так что не я один такой. В середине октября с Михаилом заключили трудовой договор на три месяца (называется Umowa o pracę), парню доверили новенький тягач DAF, топливные карточки и мобильник с «симкой» европейского оператора. — Отправился я в Швецию за полуприцепом. Не боялся ехать — была уверенность в своих силах. Да и люди же кругом, всегда можно спросить, позвать на помощь. Первые дни вахты проходили без проблем: Михаил ездил по загрузкам-разгрузкам, заполнял документы, отправлял их, как договаривались, директору, созванивался с ним. — Но я все-же допустил «косяки»: как-то в мой DAF врезалась другая машина, кабину повредила, но не сильно. Тот водитель даже не остановился и уехал. А я не знал, что делать — растерялся. Мареку позвонил, рассказал. Он на меня накричал, говорит, догонять надо было, номер запоминать, разбираться. А потом понял, что уже ничего не сделаешь, сказал работать дальше. Еще один «косяк» у водителя произошел, когда он выезжал из паркинга: большегруз повело, и его колеса немного съехали в кювет. — Тягач не перевернулся, глубоко не ушел. Я попытался было выехать сам — не смог. В Скандинавии эвакуатор очень дорого стоит, поэтому решил: буду стоять, может, кто остановится и поможет. Написал снегом на тенте грязного полуприцепа need help — нужна помощь, вывесил желтый жилет. Позвонил Мареку, а он сказал, ну попытайся как-нибудь выехать. Парень выяснил, что в машине не было троса, цепей, лопаты. Это возмутило молодого водителя, ведь без этих приспособлений сам он не выберется. Михаил ждал помощи около восьми часов, «люди оказались неотзывчивыми». Когда стало темнеть, к тягачу подъехал эвакуатор. — Я подумал: может, Марек вызвал? Но нет, оказывается, они как-то сами узнали обо мне. Спасение стоило 660 евро. А у меня-то денег нет! Эвакуаторщики сказали, не надо денег, мол, нам заплатит фирма — владелец прицепа. Я обрадовался и поехал дальше. В одном маленьком голландском городке Михаил поехал на своем тягаче с полуприцепом по тротуарной плитке, которая от давления и тяжести грузовика потрескалась и вздыбилась. — Местные жители вызвали полицию. Разбирались, протоколы составляли. Времени это много заняло, но штраф мне не дали. Может, на фирму придет, не знаю… «Выпрашивал деньги на топливо»Все эти события заставили Михаила понервничать. А тут еще звонок от Марека с неожиданной новостью. — Попросил меня, чтобы топливными картами я не пользовался — они заблокированы. Сказал, чтобы заправился со своего зарплатного счета, он туда деньги переведет. Деньги-то он перевел, но проблема в том, что моя личная карта еще не была активирована — наличные снять не мог, а рассчитываться возможно было только дистанционно, через телефон с интернетом. Из-за этой проблемы на одной из заправок на Михаила чуть не вызвали полицию — он не мог заплатить за дизель, который залил в бак, потому что дистанционные платежи там не принимали. — Пришлось просить друзей в Беларуси, чтобы перевели деньги на мою белорусскую банковскую карточку, еще немного денег от мамы поступило. Наскреб 260 евро и рассчитался за топливо своими деньгами. С тех пор Михаилу приходилось постоянно выпрашивать деньги на заправку у Марека. Но дозвониться директору было проблематично — его телефоны были отключены, а на сообщения в мессенджеры он отвечал редко. Впрочем, периодически директор переводил по 200−250 евро на карту Михаилу — этого хватало, но ненадолго. Водитель практически всегда ездил с горящей лампочкой датчика топлива, сигнализирующей о том, что пора дозаправиться. Примерно в это же время перестал работать телефон: заблокировали сим-карту. Благо, у Михаила была еще одна, своя «симка», которой он стал пользоваться. — Конечно, было неприятно это все. А тут мне по вайберу звонит водитель, который тоже работает у Марека. Сообщает новость: фирма, в которой мы работаем, — банкрот, сам Марек всем должен деньги, даже водителям по несколько месяцев не платит. Так что и мне надеяться на выплату зарплаты не стоит. Фирма — банкрот, директор идет в таксистыТогда вахта Михаила уже заканчивалась — оставались ее последние дни. Водитель стоял в порту Гамбурга. В баке было топлива всего на 40 км и небольшая сумма денег, которую парень приготовил на черный день. На сообщения водителя директор не отвечал. — Хорошо, что у меня был запас продуктов, иначе мне пришлось бы еще хуже, — говорит парень. — Посоветоваться не с кем было. Написал в группу дальнобойщиков в соцсетях, мол, ребята, что делать. А они мне: беги оттуда. Ну и совет… Через некоторое время пан Марек все же вышел на связь с Михаилом: подбросил немного денег на заправку, сказал перецепить полуприцеп другому водителю, который подъедет, и возвращаться на базу в Кошалин. — А в Польше сбылись прогнозы коллеги, который предупреждал меня по телефону. Мне должны были заплатить 1700 евро. Но Марек сообщил, что денег нет. Его фирма — банкрот, шесть новых грузовиков, взятых в лизинг, забирает банк, его личную машину тоже изымают. Сказал, что сам он идет таксовать. Все, что он смог дать мне, — 70 злотых и рабочий мобильник, даже одолженные 260 евро, потраченные на топливо, не вернул. Обещал еженедельно пересылать какие-то деньги. Домой, в Гродно, пришлось добираться за свои… Удивительно, но после всего произошедшего Михаил смотрит в будущее с оптимизмом. В его ближайших планах — отметить Новый год на родине и найти новую работу — снова водителем-дальнобойщиком в польской фирме. — Ничего страшного, что так получилось, зато я стаж получил. Теперь больше шансов, что на работу меня возьмут — какой-никакой, а опыт. Но в абы какую фирму работать теперь я не пойду. Знакомые помогут найти надежную компанию. Получить комментарий о произошедшем у директора Марека AUTO.TUT.BY не смог — мужчина общаться не захотел. Немного прояснила ситуацию его супруга Анна. — Фирма принесла убытки и с огромными долгами перестает действовать. Никто никого не обманывал. Михаил знал, что уже в момент его приезда в компании были финансовые трудности, также он знал их причины. Муж надеялся, что еще можно было спасти фирму. Михаил не отказывался поехать в рейс, но ошибок избежать не удалось. Знаю также, что лично сам Михаил принес убытки фирме по своей неопытности. Эти ошибки поставили жирную точку. Муж не уходит от ответственности, все будет рассматриваться в судебном порядке, — рассказала жена «прогоревшего» бизнесмена. «Неучам в дальнобое делать нечего»«В том, что водители попадают в такие ситуации, как Михаил, они виноваты сами», — считает консультант в сфере транспортной логистики, преподаватель учебного центра «БАМЭ-Экспедитор» Александр Комаров. — История очень поучительная. Люди верят в мифы, которыми овеяна профессия дальнобойщика, мол, вот я сяду за руль, сразу поеду и получу кучу денег. Хорошо еще, что герой статьи не отправился в Норвегию, где зарплата дальнобойщиков начинается от 4500 евро. Последствия такого рейса могли быть печальнее… Из рассказа Михаила эксперт сделал вывод, что парень, по сути, «даже не умеет нормально управлять тягачом с прицепом, если попал в такие истории. А кто должен следить за наличием в машине лопаты и троса, другими необходимыми предметами, неужели директор, а не водитель?». Открыть нужную категорию в правах и получить «код 95» — это только первые шаги на пути к профессии, дальше нужна практика, которую новичкам лучше получить в своей стране, на внутренних рейсах. — Надо привыкнуть к машине, поездить хотя бы полгода, а еще лучше — год, чтобы почувствовать, как идет тягач по дороге в разные сезоны. И только потом усложнять задачу — отправиться в Россию, Польшу, Литву. Получилось? Езжайте дальше! Александр Комаров рекомендует, прежде чем устраиваться дальнобойщиком в какую-либо иностранную фирму, собрать о ней как можно больше информации. — В интернете существует много групп, различных сервисов, где обмениваются мнениями водители-профессионалы. В каждой стране существуют свои законы и свои требования при оформлении на работу. Если вы в этом не подкованы — обратитесь за помощью в кадровое агентство: белорусское или иностранное. Кстати, серьезные рекрутеры берут деньги за свои услуги не с водителей, а с работодателей. Перед приемом на работу обязательно подпишите контракт, но только почитайте, на каких условиях вы будете работать. Ведь обмануть могут и в Европе. И запомните: большие деньги платят профессионалам! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Открыть нужную категорию в правах и получить «код 95» - это только первые шаги на пути к профессии, дальше нужна практика, которую новичкам лучше получить в своей...
|
|