В марте 2016 года Илон Маск покинул один из своих домов в Лос-Анджелесе и направился в один из салонов Tesla в окрестностях города. В этот день компания начала принимать заявки на новую машину, Tesla Model 3, которая была призвана протолкнуть Tesla в массовый потребительский сегмент. Производство должно было стартовать в лучшем случае через год, но желающие могли оставить задаток в тысячу долларов и заказать машину. Топ-менеджеры гадали, сколько же будет заявок: оптимисты рассчитывали на 50 тысяч, что было бы близко к рекорду для индустрии.
Подъехав к салону, Маск увидел удивительную картину: около 2 тысяч человек толпились рядом и на парковке. Он побежал через толпу, приветствуя всех и каждого. Позвонил другим топ-менеджерам. Оказалось, что во всех салонах картина та же. К вечеру того же дня Tesla получила 180 тысяч заявок на Model 3, к концу недели — 325 тысяч. И это случилось с компанией, которая за всю свою историю к тому моменту выпустила менее 150 тысяч машин. Всего.
Вскоре после открытия заявок старший вице-президент Tesla по инженерии Даг Филд созвал совещание. «Теперь вы работаете в другой компании, — сказал он. — Все изменилось».
...Около 10 вечера субботнего дня обозленный Маск проверял один из механизированных модулей на конвейере, пытаясь понять, что же с ним не так, почему он не работает. В этот момент к главе компании приставили молодого инженера.
— Эй, парень, эта штука не работает! — крикнул на него Маск. — Ты ее сделал?
Инженера застали врасплох. До этого момента он никогда не встречался с Маском, тот даже не знал его имени. Молодой человек толком не понимал, о чем спрашивает его начальник и почему он так зол.
— Вы имеете в виду, я ли программировал робота? Или создавал его? — спросил инженер.
— Ты, *****, эту штуку сделал? — спросил Маск.
— Я не очень понимаю, что конкретно вы имеете в виду, — проговорил парень.
— Чертов идиот! Пошел вон отсюда! И не возвращайся! — прокричал глава Tesla.
Инженер перешагнул через ограждающий рабочую зону барьер и ушел. Произошедшее сбило его с толку. Еще через несколько минут пришел менеджер и сообщил, что он уволен по указу Маска. Инженер был в шоке: он так упорно работал, был на хорошем счету у начальства. Как бы там ни было, через два дня он подписал бумаги об увольнении.
Это типичная история для прошлого года. С июля 2017 года, когда Маск объявил о начале производства автомобиля Tesla Model 3, проблемы в компании начали расти как снежный ком. Маск озвучил цель в 5 тысяч аккумуляторов для машин в неделю, которые должна была производить его «Гигафабрика», но в погоне за полной роботизацией производства начали происходить сбои, постоянно что-то работало не так, а это вело уже к многочисленным задержкам.
По сообщениям очевидцев, глава Tesla часто прилетал на фабрику на личном самолете с проверками, ходил по цехам с красным лицом и приставал с вопросами к рабочим, отвлекая их и постоянно указывая на ошибки, на то, что они недостаточно умны для своей должности, что они подставляют компанию. Все были в курсе такого поведения Маска и даже придумали термин «увольнения в гневе»: начальник моментально избавлялся от некоторых сотрудников, чьи ответы ему не понравились. Некоторых он не увольнял, а просто пугал увольнением. Топ-менеджеры пытались бороться с подобными вспышками гнева: Джон МакНилл, один из главных соратников Маска, пытался объяснить ему, что ни одному человеку не придет в голову гениальная идея, если за ним бежит тигр. Но и это не помогало.
На общих собраниях Маск постоянно твердил, что Tesla — это не просто компания, где рабочий день длится с 9 до 17, что все сотрудники должны выкладываться еще больше. Это принесло свои плоды: через 8 месяцев компания объявила, что достигла своей цели и добралась до отметки в 5 тысяч выпущенных автомобилей в неделю. А еще через 90 дней Tesla отчиталась о прибыли в 312 миллионов долларов, тем самым посрамив некоторых критиков.
Однако этот путь оказался слишком тяжелым как для Маска, так и для его фирмы. Сам он на фоне этого самопровозглашенного «производственного ада» лишился поста председателя и даже поддержки части своих фанатов. И все это из-за необдуманных постов в Twitter, где он обзывал незнакомых тайских спасателей педофилами, вступал в перепалки с фолловерами и писал о ложных финансовых показателях Tesla. С другой стороны, Маск также испортил отношения и с большинством своих подчиненных любого ранга. Все сотрудники описывают свое место работы как «ужасающее» и «сумбурное», где талантливые инженеры и дизайнеры могут гордиться своими достижениями, но не отношениями с боссом. У всех поголовно сложились плохие отношения с Маском, практически всех он так или иначе оскорблял.
Виной всему его амбиции. Через свои компании — будь то SpaceX, Tesla или The Boring Company — он пытается изменить мир, как говорят работавшие с ним люди. Призывая сотрудников переступать через себя, стремиться к совершенству, думать вне шаблонов, Маск предъявляет те же требования и к себе. «Он тот человек, который стимулирует тебя стать лучше, чем ты сам воображал, — говорил Тодд Мэрон, до недавних пор главный юрист Tesla. — У него необычайно высокие стандарты, он толкает тебя к совершенству». Похожим образом отзываются и некоторые другие сотрудники. «Он умнейший человек из тех, кого я когда-либо встречал. Несчетное число раз я готовил для него отчеты, а он в итоге задавал вопрос, который заставлял нас понять, что мы двигались в неверном направлении», — рассказывает бывший сотрудник SolarCity, энергетической компании Маска.
Подобных историй много, но одна из них особенно известна. В середине нулевых, когда Tesla разрабатывала Model S, Маск настоял на том, что дверные ручки у автомобиля должны были стать выдвижными и при парковке никак не выделяться из кузова. Они должны были реагировать на приближение владельца и на электронный ключ в его кармане и выдвигаться самостоятельно, без лишних команд. Большинство менеджеров сошлись во мнении, что это просто безумная идея: она требовала очень серьезной и сложной проработки инженерами, компании пришлось бы решать проблему, которую она сама себе и придумала. Но в итоге Маск победил и оказался прав. Выдвижная ручка быстро стала отличительным признаком машин Tesla. «Она создавала почти эмоциональную связь между владельцем и автомобилем и давала ощущение, что ты стал частью будущего. И в этом весь гений Илона. Он знает, чего хотят люди, даже если они сами еще об этом не думали», — говорит еще один менеджер, работавший с Маском.
Работавшие с ним люди рассказывают, что ему комфортно только тогда, когда он во всех смыслах сидит выше, чем другие. На совещаниях его стул самый высокий, менеджеры сидят чуть ниже. Это отражает модель поведения Маска. Его достижения и положение позволяют ему вести себя с людьми именно так. Иногда его нетерпимость принимает странные формы. «Мы назвали это „ставкой на идиота“. Если ты сделал что-то не так, ошибся в чем-то или дезинформировал его, он решит, что ты идиот, и переубедить его ты уже не сможешь», — говорит бывший менеджер. Многие свидетельствуют, что Маск насмехается над людьми на совещаниях, обвиняет их в некомпетентности, унижая, понижая в должности. Один из топ-менеджеров получил жесткий выговор за отсутствие на совещании во время родов жены. Но Маск может себе это позволить, поскольку очередь квалифицированных кадров, желающих работать в Tesla, не сокращается. «Это одна из компаний, действительно меняющих мир. И здесь действительно собрались самые умные», — рассказывают сотрудники.
Но не уменьшается и текучка кадров. «Каждый, приходя на работу, думал, не уволят ли его сегодня», — вспоминает один из топ-менеджеров. Другой говорит, что Маск действительно уверен, что Tesla спасет мир. Иногда он довольно-таки бессердечен, как рассказывает один менеджер: «Что для него чувства отдельного человека на фоне судьбы миллиардов? Илона заботит человечество, но не конкретные люди».
Оригинал статьи находится