Узнать историю Бреста по официальным сухим источникам не так интересно, как совершить настоящее путешествие в прошлое с героями того времени, которые оживают в каждой работе Ивана Чайчица.
Мне посчастливилось присутствовать на торжественной передаче в центральную городскую библиотеку новой книги «Надписи и рисунки на стенах Брестской крепости», которую выпустил коллектив соавторов под руководством Ивана Чайчица. «У нас собрался большой коллектив, люди, которые находили, фиксировали, идентифицировали тех или иных людей по надписям, оставленным на стенах Брестской крепости. За собственные средства мы выпустили это издание, правда, небольшим тиражом – 170 экземпляров, напечатанное в издательстве БрГТУ», — рассказывает Иван Чайчиц.
Хорошо сделали!
Идея выпустить книгу возникла в декабре 2017 года. В общественной палате Российской Федерации в Москве мой собеседник принимал участие в конференции «Судьба солдата: теория и практика архивных исследований», на которой рассказывал, каким образом находят и идентифицируют людей по надписям на стенах Брестской крепости. Вторым шагом было участие в краеведческом проекте «Брест нараспашку» и открытая лекция «Граффити на стенах Брестской крепости» в центральной городской библиотеке.
— Иван Николаевич, сколько длились поисковые работы по сбору материала для книги?
— Лет шесть назад мы начали обращать пристальное внимание на эпиграфику. В 2013-2014 годах были найдены ключевые надписи, которые стали содержанием для вышедшего издания. Хотя в книге размещаются не только надписи, по которым нам удалось идентифицировать людей.
— За выпуск издания были ответственны люди, которые не имеют профессионального отношения к истории?
— Да, однако все они — неравнодушны к прошлому своей страны. С точки зрения профессиональных историков, это, конечно же, любители, краеведы, но уровень, с каким они подходят к изучению прошлого, мог бы пригодиться многим профессиональным историкам. Не побоюсь сказать, что работа, которая была нами проделана, это работа целого научного отдела, который мог и, в принципе, должен был этим заниматься. На добровольной основе, самостоятельно, во все времена года, в любую погоду мы ходили и изучали стены крепости.
Представьте, сколько мела и штукатурки пришлось «понюхать» носом! К подготовке материалов для книги мы подошли очень серьёзно, намеревались, чтобы она поступила в Академию наук и в Национальную библиотеку, хотелось, чтобы все, кто её увидит, могли сказать: «Любители, а как хорошо сделали!»
— Сколько всего нашли надписей?
— Мы зафиксировали и нам они показались более интересными около 500 надписей, из них двести действительно представляют научный интерес. В целом эпиграфических отметок на стенах крепости более тысячи. Все они уникальны, это живой голос эпохи.
— Вам ещё продолжать и продолжать поисковую деятельность…
— Будем, безусловно. Но дело в том, что посетители мемориального комплекса на память о своём пребывании в городе Бресте и на территории крепости по-прежнему оставляют сообщения. Это катастрофа, когда их надписи ложатся поверх послания, по которому мы могли определить судьбу того или иного человека независимо от того, в какой армии он служил.
Мы находили надписи, которые содержат «ять» и оконечный «ер», вытесненные из употребления реформой русской орфографии 1918 года, послания военнослужащих Войска Польского, Красной Армии. В книге также предоставлена фотография, где, скорее всего, запечатлённую надпись оставил немецкий солдат — военнослужащий Вермахта.
Загадочное укрепление
Абсолютно все фотографии в историческом фолианте подписаны. Современные снимки делали трое людей из творческой команды, архивные снимки — из коллекции Андрея Долговского, который давно занимается сбором старинных фотографий. Благодаря любителю ретро в книге представлена надпись одного из самых известных «граффитистов» в Брестской крепости Льва Троцкого, который оставил надпись «Ни мира – ни войны Нарком Леон Троцкiй декбр 1917» во время мирных переговоров на стене в бильярдной комнате Офицерского собрания.
Много надписей следопыты обнаружили в Свято-Николаевском гарнизонном соборе на каменном амвоне. Здесь сохранились надписи, которые сделали в 50-60-е годы XX столетия. Как правило, это имена, фамилии и год пребывания. Большинство сохранившихся надписей в храме сделано чем-то острым, но сохранились и надписи, оставленные химическим карандашом или углём.
Одно из самых интересных и загадочных мест Брестской крепости — Тереспольское укрепление. В сопровождении пограничников активисты проштудировали здесь практически все кирпичные сооружения, в том числе и те, куда никогда не заглядывал глаз туриста, где скорее можно встретить дикого кабана или красавца-оленя, чем человека.
«Мы детально изучили каждый камень, нашли определённое количество надписей, оставленных солдатами Российской империи, артиллеристами Войска Польского. На Тереспольском укреплении была обнаружена надпись и рисунок антисемитского характера, мы долго размышляли насчёт неё, склоняемся к тому, что на девяносто процентов её оставил военнослужащий Вермахта, потому что сложно представить себе военнослужащего Красной или Советской Армии, который питал бы такую ненависть к людям, знал, как на немецком языке пишется слово «еврей». В Бресте на уровне слухов ходила информация, что на Тереспольском укреплении в период нацистской оккупации могли находиться евреи, возможно, привлеченные для каких-то работ».
Очерченная снегом
Авторы фолианта затронули тему надписей-клятв. Официально считается, что в Брестской крепости было обнаружено семь надписей-клятв. «Нас было пятеро москвичей. Умрём за Сталина!», «Нас было трое — Иванов, Петров, Жунтяев. Мы обороняли эту церковь», «Прощай, Родина, я умираю, но не сдаюсь»… В данном издании о них не рассказывается, поскольку авторы их не видели. Но рассказывается о похожих надписях. Например, надпись «Умру но не здамся» на стене оборонительной казармы цитадели, узнать временной период её нанесения сегодня не представляется возможным, поскольку казарма была в своё время покрашена.
Следопыты обнаружили ещё одну достаточно интересную надпись, которая стала видна благодаря выпавшему снегу: он полностью очертил надпись предположительно на армянском или грузинском языке, датируемая 1972 годом. Внизу, в левом углу, читаются два слова, написанные кириллицей «Азам Нахчиван». Нахчиван (Нахичевань, Нахчыван) — город в Азербайджане, центр одноименной исторической области, в настоящее время – столица Нахичеванской Автономной Республики.
Фактически документ
В книге «Надписи и рисунки на стенах Брестской крепости» употребляются правильные названия фортификационных сооружений, здесь вы не встретите таких словосочетаний, как «Восточный форт», «Тёмный коридор», «Задний проход» и другие. На фасаде горжевой казармы тенального фронта на Кобринском укреплении, которая находится возле Молодёжного патриотического центра, запечатлены занимательные надписи, которые вызвали много споров, дескать, были они там или нет, нужно или не нужно было их обновлять.
«Могу сказать, что надписи были, они послевоенные. Были нанесены на хорошую, более-менее ровную поверхность. Поскольку там под фрагментом из приказа от 1 мая 1943 года действительно фигурировала фамилия Сталин, скорее всего, после знаменитого 20 съезда, который известен осуждением культа личности или когда «вождя народов» вынесли из Мавзолея, на территории воинской части приняли быстрое и чёткое решение закрасить надпись. И причём покрасили всю казарму, чтобы ничего нигде не выделялось. Но до обновления эта надпись была действительно оригинальная. Со временем она стала обнажаться, и мы её сразу зафиксировали как эпиграфическое наследие Брестской крепости».
Интересная надпись, которая рассказывает о том, что 3 сентября 1939 года город Брест и Брестскую крепость бомбила немецкая авиация. Человек присел на корточки и, пока сверху летели авиационные бомбы, написал на польском языке надпись, которая переводится как «Авианападение немецких бандитов 3.09.1939». Его сообщение читается фактически как документ.
Эволюция посланий
Следопытами была также обнаружена фраза «Спасибо бабушкам и дедам за Победу». Сегодня она стала крылатой фразой и слышится повсюду, особенно в преддверии 9 мая. В данной книге авторы привели историю появления этого выражения. Оказывается, в советское время, когда всё было в достаточно большом дефиците, у бывших фронтовиков существовали свои определенные льготные очереди. Ветераны Великой Отечественной войны зачастую стояли в очереди на автомобиль. Когда она подходила, а денег порой у них не было, они предлагали сделать покупку своим родственникам. Тогда был популярен советский легковой автомобиль «Победа», серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946 – 1958 годах, отсюда и пошло выражение «Спасибо деду за Победу!». Впоследствии эту фразу произносили, рассказывая обо всех товарах народного потребления, приобретенных с участием ветеранов.
Долгое время военнослужащие Советской, а потом и Белорусской армий писали ДМБ, потом указывали год, в котором заканчивали службу. Но и эта надпись эволюционировала. Недавно Чайчиц и компания обнаружили новые надписи. «Мы проконсультировались у действующих военнослужащих и получили просто шикарный ответ. Сегодня пишется одна буква либо «М», либо «Н», потом через дефис цифры. Что они означают? «М» — это май, «Н» — ноябрь, те месяцы, когда идёт призыв на воинскую службу, а дата – это год призыва. Если вы случайно встретите надпись, например, М-15, это значит, что данный человек призвался в мае 2015 года. Поскольку сегодня военнослужащие расположены не по всей территории Брестской крепости, как это было раньше, надписи удаётся обнаружить не везде».
Листаю книгу дальше. Перед глазами достаточно интересный эпиграфический эпизод, касающийся младшего сержанта Глушича, который сортировал снаряды 30 июля 1944 года. Об этом свидетельствует его надпись на стене каземата западного редута. В этом году мы будем отмечать 75-летие освобождения Беларуси и Бреста от немецко-фашистских захватчиков, поэтому возник вопрос: как был идентифицирован этот человек?
— То, что он сортировал снаряды 30 июля 1944 года, у нас не вызывает сомнения, поскольку боец оставил на память об этом событии надпись. Мы не видим ни имени, ни отчества его. Стали искать на интернет-портале «Подвиг народа» информацию на людей с фамилией Глушич, оказалось, это достаточно распространённая фамилия, и в базе данных их было много. Но за что зацепился глаз? Полк, в котором он служил, — 1326. Я знал, что этот полк участвовал в освобождении Бреста. Дальше мы поработали над именем, отчеством и местом призыва Глушича и выяснили, что через два месяца этот человек, в книге приведён документ, совершил подвиг, за который награждён орденом Красной Звезды. Теперь мы знаем, что он принимал непосредственное участие в освобождении Бреста.
Узнать историю Бреста по официальным сухим источникам не так интересно, как совершить настоящее путешествие в прошлое с героями того времени, которые оживают в...