В беларуском агрогородоке Закозель разрушается памятник неоготической архитектуры – часовня-усыпальница рода Ожешко 1839 года постройки. Сколько она простоит, неизвестно: уже есть дыра в крыше, из-под кровли торчат балки. Реставрацию здания необходимо было начать еще десять лет назад, но ни тогда, ни сейчас денег на это в бюджете нет, пишет TUT.by.
Кто и когда построил часовню-усыпальницу
Род Ожешко получил земли в этом местечке в XVIII веке. Когда хозяином имения стал Никодим Ожешко, он развернул там пейзажно-регулярный парк площадью 30 гектаров и построил ту самую часовню-усыпальницу для представителей своего рода. Строилась каплица по проекту Франтишка Ящольда, который участвовал в создании дворца Пусловских в Коссово.
По легенде, именно в закозельской усыпальнице Элиза Ожешко скрывала некоторое время генерала Ромуальда Траугутта, который возглавлял Кобринский повстанческий отряд во время восстания 1863−1864 гг. «Говорят, в башенке была комнатка, в которой Элиза Ожешко его укрывала, пока жандармы его везде искали. Когда поиски стихли, она его вывезла на повозке и переправила в Польшу, — объяснила собеседница», – рассказала местный краевед, преподаватель воловельской школы Инна Яковчик.
Как не пытаются спасти исторические здание
Инна рассказала, что часовня-усыпальница пережила две войны: «Когда она была построена, то ее покрыли медной крышей. В Первую мировую войну немцы эту медь содрали, увезли в Германию. Позже, когда имение передавалось от одного владельца к другому, крышу сделали жестяную. Сейчас там уже и крыша валится, и башни падают. Очень страшно на это смотреть. Я думаю, что еще лет десять – и приедете вы [TUT.by] писать о том, как рухнула усыпальница. Я живу здесь с 1993 года, а воз и ныне там. Приезжал к нам и внучатый племянник Флориана Ожешко. Он тогда оставил 50 долларов, на которые вокруг захоронения положили плитку», – рассказала краевед.
Инна также рассказала, что раньше к усыпальнице не было даже прохода – все заросло кустами. Территории расчистил и поддерживал порядок ее отец. «Потом к благоустройству школа подключилась. Но что там школьники сделают? Мусор уберут, листья подгребут. Несколько лет назад выделили какие-то средства, на них поставили несколько фонарей, которые не функционируют. Местные жители рассказывали, что в советские времена в усыпальнице были витражи красивые, цветные. Мои ровесники еще помнят, как кидали в них камешки», – дополнила краевед.
В 2008 году в Закозель приехали археологи, которые нашли останки представителей рода Ожешко. Их перезахоронили возле усыпальницы. Об этом начали писать в СМИ и чиновники обратили внимание на плачевное состояние усыпальницы. Была составлена проектно-сметная документация, и начались подготовительные работы по реставрации часовни, которые так и не завершились из-за недостатка финансирования. «В 2017 году мы сделали корректировку проектно-сметной документации. Однако так как корректировка через два года теряет силу, мы опять решили напомнить о себе — и еще раз попытаться найти финансирование. Подали документы в Фонд президента. Если у них будет возможность нам денег дать, очень хорошо. Если нет, то мы хотя бы дадим о себе знать. (…) Стараемся предлагать и в проектах участвовать, но пока нами никто не заинтересовался. Сейчас наш музей ищет родственников Ожешко», — рассказывает методист по охране историко-культурного наследия Людмила Веремейчик.
Научный руководитель по разработке научно-проектной документации памятника реставрации усыпальницы Ольга Ничипорчик в беседе с TUT.BY подчеркнула, что сейчас состояние памятника критическое: «Объект разрушается, ничем не защищен».
Сметная стоимость первоочередных реставрационно-восстановительных работ в ценах января 2019 года составила 816 580 рублей (почти 380 тысяч долларов). Перспективы получить бюджетное финансирование туманные, поэтому власти открыли благотворительный счет для сбора средств на восстановление памятника. Пока краудфанд-кампания стоит на месте: «Ни копеечки не было вообще», – рассказала Людмила Веремейчик.
Номер благотворительного счета для сбора средств на реставрацию часовни-усыпальницы:
В беларуском агрогородоке Закозель разрушается памятник неоготической архитектуры – часовня-усыпальница рода Ожешко 1839 года постройки. Сколько она простоит,...