Новое в возврате госпошлины, Или шаг навстречу налогоплательщикам
04.03.2019 16:16
—
Разное
|
Несмотря на то, что возврат из бюджета госпошлины осуществляется плательщиками не так часто, изменения, внесенные с 1 января 2019 г., значительно упрощают такую процедуру и существенно экономят время, как на подачу документов, так и на возврат переплаченных сумм. Переплаты государственных пошлин возникают по разным причинам: непринятие искового заявления, изменение законодательства, уплата суммы большей, чем положено, и т.д. Однако данные суммы из бюджета можно вернуть. В подп. 1.4 п. 1 ст. 108 Налогового кодекса (ред. 30.12.2018, далее – НК) перекочевала норма подп. 1.9 п. 1 ст. 82 НК о том, что налоговые органы и их должностные лица обязаны зачесть или вернуть излишне уплаченные (излишне взысканные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней. Возврат или зачет плательщику госпошлины производится в соответствии со ст. 66 НК с учетом особенностей, установленных ст. 292 НК (п. 1 ст. 292 НК). С 2019 г. заявление о возврате или зачете излишне уплаченной суммы госпошлины может быть подано плательщиком в налоговый орган не позднее 5 лет со дня ее уплаты или со дня принятия судом решения о возврате государственной пошлины из бюджета (ч. 2 п. 5 ст. 66, ч. 2 п. 6 ст. 292 НК). Справочно. Раньше срок давности подачи такого заявления не мог превышать 3 лет. Заявление по-прежнему подается по форме, установленной в приложении 19 к постановлению МНС от 26.04.2013 № 14. В случае его подачи не по установленной форме инспекции МНС отказывают в приеме документов на возврат (зачет) госпошлины. Как известно, уплаченная госпошлина не всегда возвращается (или производится зачет) 100% от перечисленной в бюджет суммы. Пунктом 4 ст. 292 НК определен размер возврата (зачета) пошлины для конкретных случаев. Новшеств по этому вопросу в 2019 г. нет. Например, при отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности государственная пошлина возвращается (производится ее зачет) в размере 90% уплаченной суммы (подп. 4.1 п. 4 ст. 292 НК). Список документов для возврата госпошлины не изменился. В соответствии с ч. 3 п. 6 ст. 292 НК возврат пошлины осуществляется по-прежнему на основании: – оригиналов документов, подтверждающих уплату госпошлины (в случае, если пошлина подлежит возврату или зачету в полном размере), копий указанных оригиналов документов (если пошлина подлежит возврату или зачету частично); – документов, в которых указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата или зачета госпошлины, выдаваемых органами, взимающими госпошлину, а в случаях возврата или зачета госпошлины, уплаченной при обращении в суд, – определения, постановления или справки суда. Согласно п. 6 ст. 287 НК факт уплаты госпошлины путем перечисления ее суммы со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции либо экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет подлежащей уплате сумме госпошлины подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа. Факт уплаты государственной пошлины посредством системы ЕРИП подтверждается наличием в системе ЕРИП информации, подтверждающей зачисление государственной пошлины. Плательщик обязан при обращении в орган, взимающий государственную пошлину, сообщить учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве. Факт уплаты госпошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка, организации связи Минсвязи, местного исполнительного и распорядительного органа. Важно! При необходимости по просьбе плательщика квитанция ему возвращается. В органе, взимающем госпошлину, остается копия квитанции, соответствие которой оригиналу заверяется подписью должностного лица органа, взимающего госпошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов. На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий госпошлину, которая также заверяется подписью должностного лица органа, взимающего госпошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов. С 1 января 2019 г. в соответствии с подп. 1.5 п. ст. 21 НК организации и ИП получили право обращаться за осуществлением административных процедур в налоговый орган по месту постановки на учет, что достаточно удобно. Таким образом, вне зависимости от того, в какой бюджет (местный или республиканский) произведена уплата госпошлины, введен единый порядок обращения за возвратом пошлины – в налоговый орган по месту постановки на учет. Справочно. До 1 января 2019 г. при возврате госпошлины из местного бюджета заявление о ее возврате необходимо было подавать в налоговый орган того района (города, области) в бюджет которого она поступила. Поскольку приложения к заявлению о возврате госпошлины (платежное поручение, решение суда) необходимо было представить, как правило, в оригинале, у плательщиков возникали определенные проблемы: нужно было почтовым отправлением (лучше заказным, ради уверенности, что документы не потеряются) направить заявление и оригиналы документов, необходимых для возврата госпошлины, в налоговый орган того района (города, области), в который она была уплачена. Если госпошлина подлежит возврату частично, как и ранее, можно воспользоваться подачей заявления о ее возврате (зачете) в электронном виде (ч. 2 п. 5 ст. 66 НК) через личный кабинет плательщика или в «АРМ Плательщика» (поскольку здесь необходимы копии документов, которые можно представить в электронном виде). Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней (ч. 1 п. 5 ст. 66 НК). С 2019 г. в 2 раза сократился срок, в течение которого налоговым органом принимается решение о зачете (возврате) либо об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченной суммы госпошлины – не позднее 15 рабочих дней со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о возврате излишне уплаченной суммы пошлины, а при подаче такого заявления в электронной форме – со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме (ч. 3 п. 3, ч. 3 п. 5 ст. 66 НК). О проведенном зачете (возврате) либо об отказе в его проведении налоговый орган сообщает плательщику не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения по результатам рассмотрения заявления плательщика (п. 4, ч. 4 п. 5 ст. 66 НК). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Несмотря на то, что возврат из бюджета госпошлины осуществляется плательщиками не так часто, изменения, внесенные с 1 января 2019 г., значительно упрощают такую... |
|