Великолепна, едва ли не магична объединённость истории Бреста со многими значительными событиями искусства. Об одном из таких событий – рассказ сегодня.
С 1842-го по 1854 годы в Бресте-Литовске существовал созданный по указу Николая I Кадетский корпус. В 1854 году он переведен в Москву. Это было среднее военно-учебное заведение закрытого типа для подготовки дворянских детей к военной службе. Многие из выпускников корпуса сыграли значительную роль в служении обществу. Среди них – уроженец Минщины Аполлинарий Горавский (1833-1900), ставший известным живописцем. Он обучался в корпусе с 1845-го по 1851-й годы, то есть шесть дет: с 12 до 18 лет своей жизни.
Этот кадет проявил недюжинные художнические способности. Их заметил и развил один из преподавателей корпуса – полковник Михаил Бенуа, который был большим знатоком и ценителем живописи. Он заинтересовал работами одарённого подростка своего брата – выдающегося Санкт-Петербургского архитектора Николая Бенуа. Тот разделил восторг брата и во время своих частых поездок к нему в город над Бугом преподал юному Аполлинарию основы художественной грамоты. Больше того: он подготовил талантливого юношу к поступлению в Академию художеств. А Михаил Бенуа, как вспоминал позднее Аполлинарий Горавский, в 1851 году привёз питомца в Петербург и “… через его старания попал я в Академию пенсионером”. Пенсионерами называли тогда студентов, обучающихся за счёт государства.
В дальнейшем бывший Брест-Литовский кадет много учился и успешно работал. В 1856 году произошло знаковое событие: Аполлинарий Гиляриевич познакомился и на долгие годы подружился с купцом Павлом Третьяковым – создателем всемирно известной галереи. Дружба обернулась великолепным творческим сотрудничеством: подбирая картины,Третьяков постоянно советовался с Горавским.
Размышляя над фактами, изложенными выше, прежде всего задаёшь себе один, важнейший в данном случае, вопрос: “На чём основывались советы живописца Третьякову?” Руководствовался Аполлинарий Гиляриевич только понятиями о профессиональном мастерстве художников или же искал в картинах высоту духовности и сердечное содержание истории? Наверное, и то, и другое. Но что было в этом величественном отборе определяющим? Какие эстетические представления навеяли Горавскому время и, в частности, тогдашние Брест-Литовск и Брестчина вообще? Какие мысли и чувства в нём, талантливом пейзажисте, родила белорусская природа – просветлённо-грустная и внутренне победительная, гармоничная?
Так какие же? В поисках ответа обратимся к нашей современности, к песне Александры Пахмутовой и Николая Добронравова: “Заповедный напев, заповедная даль, свет хрустальной зари, свет, над миром встающий. Мне понятна твоя вековая печаль, Беловежская пуща…” Вечные слова… Так вот какие мысли и чувства могли прийти в душу Аполлинарию Горавскому, а от него – Павлу Третьякову и таким образом определить собою душевную интонацию знаменитой галереи.
Каждое лето Брестский кадетский корпус по распоряжению императора Николая I, кстати, очень увлечённого искусствами, выезжал в лагерь в километрах десяти от города. Кадетов окружали тогда дремучие леса. Они-то и оказывались “учителями” юного художника. Верится в то, что Аполлинарий действительно ощущал ту самую печаль, которая сегодня звучит в песне о Беловежской пуще. Вглядимся в одну из его позднейших, “послекадетских” работ: в картину “На родине” (1860). На ней представлен весьма прозаический мотив: просёлочная дорога, мокрая и грязная от дождя. Чувствуется и тоска автора, и его бесконечная любовь ко всему этому грустному и вдохновенному миру. Образно говоря, не говорила ли устами Горавского с Третьяковым действительность белорусской, брест-литовской природы?
А как воспринимала природу русская поэзия тех лет? В 1843 году появилось стихотворение Ивана Тургенева” В дороге”, ставшее романсом: ”Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые…”. Родство белорусской и русской культур… Не звучал ли этот романс в Брестском кадетском корпусе? Не вдохновляло ли стихотворение Тургенева художническую фантазию пейзажиста Аполлинария Горавского и собирателя галереи Павла Третьякова? Не был ли знаком с романсом “Утро туманное” мастер пейзажа Иван Шишкин, создававший тогда некоторые из своих работ в Беловежской пуще?..
История – творение Господне. Люди различают видимые связи земные, но не в силах постичь глубину и таинственность связей внутренних. Задумаемся над явлениями и именами: Брестский кадетский корпус, Аполлинарий Горавский, император Николай I, братья Бенуа, Павел Третьяков, Иван Тургенев, Иван Шишкин, нивы печальные и дремучие леса тогдашней Брестчины… И мы, сегодняшние, благодарно замолкающие перед чарами родной природы, величием старинного Бреста и заповедными напевами Третьяковской галереи. Какое во всём этом счастье! Какое неизмеримое богатство! Низкий поклон тебе, родная земля!
Великолепна, едва ли не магична объединённость истории Бреста со многими значительными событиями искусства. Об одном из таких событий – рассказ сегодня. С...