Стратегические ракетные комплексы: кто им мешает, тот им поможет. 21.by

Стратегические ракетные комплексы: кто им мешает, тот им поможет

03.05.2019 09:50 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Продукция Минского завода колесных тягачей дает России возможность в короткие сроки и по приемлемой цене перевооружить свои ракетные войска новыми мобильными ракетными комплексами.

Стратегические ракетные комплексы: кто им мешает, тот им поможет
Согласно сообщению министерства обороны России от 30 апреля, Йошкар-олинское соединение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) РФ полностью перевооружено на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Ярс» и один из его полков заступает на боевое дежурство. В настоящее время продолжается перевооружение на ПГРК «Ярс» Иркутского и Барнаульского ракетных соединений, пишет "БелРынок".

По мнению экспертов, столь высокая динамика модернизации РВСН во многом объясняется вниманием, которое президент РФ Владимир Путин проявляет к данному вопросу.

Открывая 15 мая 2018 года совещание с российским генералитетом, он призвал не снижать темпов перевооружения полков, оснащенных ПГРК «Тополь» (отслужившими установленные сроки), на новейшие ПГРК «Ярс». Так как стратегические ядерные силы имеют «ключевое значение для обороны и безопасности» государства.

Причина столь пристального внимания российского лидера именно к ПГРК становится понятной если принять во внимание высказывания командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева. По его словам, «…подвижные комплексы при грамотной организации мер по обеспечению их скрытности становятся невидимыми. При этом ресурсы по дальнейшему наращиванию скрытности и живучести подвижной группировки Ракетных войск далеко не исчерпаны».

Он же еще в ноябре 2017 года в интервью газете «Красная Звезда» отметил: все ракетные дивизии, имеющие на вооружении подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) «Тополь», планируется перевооружить на ПГРК «Ярс» до 2026 года.

Попробуй догони

Обращаясь к истории вопроса, следует напомнить, что о создании мобильной альтернативы межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР) шахтного базирования военно-политическое руководство СССР задумалось более пятидесяти лет назад. Уже тогда стало ясно: в условиях угрозы превентивного удара со стороны потенциального противника живучесть таких МБР будет постоянно падать, ввиду непрерывного совершенствования ядерных средств нападения (к настоящему времени уязвимость шахтных МБР усугубилась еще больше за счет ускорения темпов разработки высокоточного неядерного стратегического оружия).

Именно это обстоятельство и послужило основной причиной создания ПГРК и оснащения ими в 70-80-х годах прошлого века РВСН СССР, основу вооружения которых в те годы составляли ракетные комплексы наземного и шахтного базирования. Расчеты показывали, что советская шахтная пусковая установка (ШПУ) даже с высокой степенью инженерной защищенности могла быть поражена одним ядерным боевым блоком американских ракет, а двумя боевыми блоками — уничтожена с вероятностью, близкой к единице.

Модернизация стратегических наступательных сил США (благодаря наращиванию числа боеголовок на одном носителе и повышению точности их доставки) при внезапном ударе не оставляла советской стороне сколь-нибудь значительных шансов использовать свой потенциал сдерживания даже на минимально необходимом уровне. Что грозило нарушением стратегического равновесия и провоцировало каждую из сторон на применение ракетно-ядерного оружия первой.

Между тем, сколь-нибудь существенное повышение инженерной защищенности ШПУ требовало значительных затрат, давая при этом малый прирост живучести, что делало мероприятия подобного рода нецелесообразными. В такой ситуации создание мобильного компонента в составе стратегической наземной ракетной группировки СССР, обладающего высокой живучестью и способностью доставить полезную нагрузку на межконтинентальную дальность, стало актуальной задачей.

В связи с чем военно-политическим руководством государства был взят курс на оснащение РВСН подвижными ракетными комплексами, обладающими повышенной живучестью ввиду возможности маскировки, рассредоточения, маневра, ухода из-под удара, движения по достаточно протяженному маршруту патрулирования и неопределенности их местоположения на момент ожидаемого удара. Решение правительства о начале создания такой ракеты было принято 19 июля 1977 года.

Надо сказать, что эти работы начались не на пустом месте. Во второй половине 70-х годов были созданы первые ПГРК с твердотопливными ракетами межконтинентальной дальности «Темп-2С» и средней дальности «Пионер». Как и полагалось первому «блину» «Темп-2С» был несовершенен и обладал низкой живучестью. Возникла необходимость создания более совершенного ПГРК с твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности.

Благо к этому времени в СССР уже имелся необходимый научно-технический задел для создания более современных подвижных стратегических ударных средств, а в войсках был накоплен опыт эксплуатации подвижных ракетных комплексов «Темп-2С» и «Пионер».

Массовое развертывание в середине 80-х годов ПГРК «Тополь (SS-25, Sickle — «Серп» по обозначению НАТО) с дальностью стрельбы свыше 10.000 км и моноблочной головной частью мощностью 550 килотонн в тротиловом эквиваленте позволило решить проблему живучести группировки РВСН в условиях возможного первого ядерного удара потенциального противника. На долю ПГРК «Тополь» тогда приходилось более 50% потенциала необходимого для нанесения ответного удара.

Кто-то «играет», а кто-то возит «рояль»

Однако, это эффективное стратегическое оружие нельзя было создать, если бы в свое время (в 1954 году) на Минском автозаводе не было организовано производство специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) — ныне это Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Разработка и освоение производства семиосных шасси, сначала МАЗ-7912, а затем и МАЗ-7917 для автономных пусковых установок (АПУ) МБР «Тополь» начались в 1975 году.

Обе этих машины (и, соответственно, АПУ на их базе) обладают способностью передвижения по всем видам дорог и разведанной местности вне их, преодолевая брод в 1,1 м. До 1985 года специальных колесных шасси МАЗ-7912 было изготовлено ровно 100 единиц, с 1985 года началось серийное производство машин МАЗ-7917, которых было выпущено 402 единицы.

Но время идет и срок службы ПГРК «Тополь» подходит к концу. Первоначально их планировалось заменить моноблочным комплексом «Тополь-М». Но затем, в связи с обострением отношений с США, предпочтение было отдано многозарядному ПГРК «Ярс». Который при всей внешней схожести с предшественником является принципиально новой разработкой.

«Ярс» обладает свойствами, максимально затрудняющими противнику решение задачи противодействия: сокращенным разгонным участком полета ракеты, значительно меньшим по продолжительности, чем у МБР прежних поколений, новыми покрытиями корпуса и других элементов ракеты, прочной и легкой конструкцией, мощными двигателями и приборами управления, способными работать при значительных перегрузках.



По информации генерала Каракаева, «в ракете комплекса «Ярс» реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования.»

По различным данным, разделяющиеся головные части (РГЧ) индивидуального наведения (ИН) новой ракеты комплектуются 3-6-ю новыми боевыми блоками мощностью порядка 300-500 килотонн и современными комплексами преодоления ПРО.

Правда, за увеличение забрасываемой массы новой МБР пришлось заплатить некоторым снижением дальности стрельбы ракеты — примерно до 10.000 км по сравнению с 11.000 км у МБР «Тополь-М».

Большинство элементов ПГРК «Ярс» (как и «Тополь-М») размещаются на СКШТ МЗКТ-79221 (16х16). Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-847 мощностью 800 л. с. Радиус поворота составляет 18 м, 3 передних и 3 задних оси — управляемые, полная масса установки составляет 121.300 кг.

Примечательно, что в начале 90-х годов, параллельно с прототипом шасси МЗКТ-79221 традиционной схемы, было сконструировано шасси МЗКТ-7923 (16х16) с электромотор-колесами, встроенными в ступицы всех 16 ведущих колес. Российские военные уже тогда признали эту схему неперспективной и прекратили ее финансирование. И тем не менее, именно такая схема была использована 15 лет спустя разработчиками КамАЗа на СКШТ «Платформа-О».

Быстро и дешево

По словам командующего РВСН РФ, ракетный комплекс «Ярс», в отличие от «Тополя», обладает гораздо большими возможностями для использования территории позиционного района. «Конструктивные особенности «Ярса» позволяют проводить пуски с площадок, на которых «Тополь» мог нести дежурство только после специального инженерного дооборудования.»

Сергей Каракаев особо подчеркнул, что высокая подвижность мобильных комплексов (во многом достигаемая за счет характеристик колесных шасси — прим. автора) обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны

Однако, переоснащение дивизий, вооруженных подвижными грунтовыми ракетными комплексами предыдущих поколений именно на ракетный комплекс «Ярс», было начато также и по экономическим соображениям.

Во-первых, потому что «при перевооружении в значительной степени используется имеющаяся инфраструктура позиционных районов и военных городков». Во-вторых, из-за отсутствия необходимости массового переучивания расчетов и обслуживающего персонала.


(Что в значительной степени обусловлено применением колесных шасси МЗКТ-79221 имеющих конструктивную преемственность с МАЗ-7912/7912.)

Высокая степень использования имеющейся инфраструктуры позиционных районов, совместимость с существующей системой боевого управления и связи позволили не только снизить примерно в два раза затраты на ввод мобильного ракетного комплекса «Ярс» в группировку РВСН, но и значительно ускорить темпы переоснащения ракетных войск.

СПРАВКА:

Ракетный полк мобильных комплексов «Ярс» состоит из подвижного командного пункта (ПКП), трех ракетных дивизионов (РДН) по 3 АПУ в каждом (всего 9 АПУ в каждом ракетном полку), машин обеспечения боевого дежурства (МОБД), а также машин инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ).

Автономная пусковая установка 15У175М подвижного комплекса состоит из ракеты 15Ж55М, помещенной в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на колесном шасси МЗКТ-79221.

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 комплекса «Ярс» представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету.

Ракета имеет инерциальную систему управления полетом. Всю информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет, с учетом информации от навигационных спутников системы ГЛОНАСС.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Продукция Минского завода колесных тягачей дает России возможность в короткие сроки и по приемлемой цене перевооружить свои ракетные войска новыми мобильными...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика