«На пузе ползал, рыдал, просил прощения». Из-за него расстреляли вашу семью, вы бы его убили? История 11-летней партизанки Таси
09.05.2019 20:18
—
Разное
|
Таисия Козырь-Павловская, ветеран Великой Отечественной войны:
К этому подсознательно, кажется, готовились все. Семья каждое лето ездила к родственникам на историческую родину – в Витебскую область. Но обычные планы вдруг нарушило партийное указание – «восточникам», то есть семьям приезжих служащих, запретили покидать на лето Брест. В городе всё чаще звучало слово «война», рассказали в фильме Таисия Козырь-Павловская: Все молчали. Но тревожные сигналы поступали то и дело. Ходили слухи, что «с того берега» приплыл крестьянин, который и рассказал брестчанам, что приближается наступление. Семья Таисии в первые дни войны скрывалась в подвале. Однажды в дом советского военнослужащего по списку наведались немцы. Прошли по комнатам, никого не увидели. Выбили ногой дверь в кухню. И тут не выдержал и залаял семейный любимец – овчарка Рекс. Прогремел выстрел. Рекс стал первой жертвой оккупантов, но не последней. На третий день войны знакомые отца вывезли семью на двух телегах в деревню. След «восточников» из Бреста затерялся. Глава семейства ушел в партизаны. Таисия Козырь-Павловская:
Людей расстреливали, закапывали живьём, пытали, сжигали – Беларусь постепенно накрывала волна карательных операций. Это были самые жестокие преступления против мира и человечности. Иван Романовский, кандидат исторических наук, профессор БГУ: Эти слова из памятки немецкому солдату, представленной через годы Международному военному трибуналу, – квинтэссенция идеологии геноцида. Её предусматривал известный план «Ост». Согласно ему, в живых должно было остаться лишь 25% белорусов. Андрей Максимчик, кандидат исторических наук, доцент БГУ: Самым страшным для одиннадцатилетней сироты было то, что её могли взять в плен живой! Поэтому в партизанском отряде, куда она ушла, первым делом попросила пистолет – чтобы можно было вовремя застрелиться. Ведь на тот момент уже все знали: фашисты – нелюди!
Первые 5 тысяч евреев расстреляли черед два дня после оккупации Бреста. Таисия Козырь-Павловская: Минск был оккупирован 28 июня. Последним областным центром, который захватили, стал Мозырь. В начале сентября 1941 года вся территория БССР оказалась под сапогом фашистов. Но пока немцы устанавливали оккупационный режим, росло и крепло партизанское движение. Для создания партизанского отряда первым делом нужно было получить добро из Москвы. Андрей Максимчик: Внутри отряда – строгая иерархия: свой командир, комиссар, начальник штаба, начальники особого отдела. Мало кто знает, но все партизаны, которые приходили в отряд, приносили присягу. Был разработан специальный текст, который во многом копировал присягу красноармейцев. В конце значилось, что в случае незаконных действий должно последовать наказание – вплоть до расстрела. Однажды с этим столкнулась и хрупкая Тася.
К 1943 году на территории Беларуси насчитывалось 258 отдельно действующих отрядов. Ещё около тысячи входили в состав двухсот партизанских бригад. Андрей Максимчик: Значимых операций в годы войны партизаны провели немало. Но синонимом их противостояния стала рельсовая война. Таисия наравне с мужчинами и в разведку ходила, и украденное оружие из города выносила под широкой юбкой. И, конечно же, участвовала в подрывах.
Женщины – маленькие, хрупкие, отважные. Они не прятались за спины мужчин, а сами рвались на передовую, под огонь, били врага и верили: на войне всё равно, мужчина ты или женщина. Главное, сражаться. В октябре 1943 года Таисия вместе с самолётом, подвозившим партизанам провиант и забиравшим тяжёлых бойцов, улетела в Москву. Таисия Козырь-Павловская: Когда самолёт летел в столицу Советского Союза, его обстреливали. Но разобрать было что-либо трудно: в иллюминаторе просто мелькали вспышки. Штурман объявил по громкой связи пассажирам: «Не волнуйтесь, мы летим над минскими партизанами, они нас приветствуют!» И только, когда военный самолёт благополучно приземлился в Москве, Тася поняла, что происходило на самом деле. Андрей Максимчик: Так девчонка из далекого Бреста оказалась в столице огромной Родины. Но в детдом она пойти не согласилась, разыскала родственников в российской глубинке и осталась там жить. Известие об окончании войны застало её в Саратове, в доме родного дяди и его жены. К слову, это была четвёртая семья после родной, что приютила её после гибели родителей. Таисия Козырь-Павловская: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Таисия Козырь-Павловская, ветеран Великой Отечественной войны:Отец вышел ночью, как сейчас помню, вернулся и говорит: «Наверное, не будет рыбалки. Шумит –... |
|