Традиционный пятничный совет редакции.
Как известно, по пятницам мы стараемся давать дельные советы — чего бы такого залипательного посмотреть в выходные дни. Не всегда получается, ибо залипательного в наше время не так уж, чтобы и много. Хотя, казалось бы, сериалов снимают много, а посмотреть нечего. Но только не сегодня, поскольку на кону у нас новый мини-сериал от НВО «Чернобыль».
Сразу предупреждаем: если у вас, скажем так, есть сердце, смотреть ЭТО будет тяжело. Дело в том, что речь в сериале пойдет не о хорошо знакомой «сталкерам» Зоне отчуждения (или просто Зоне), а о событиях, имевших место быть весной 1986 года на ЧАЭС имени Ленина; событиях, отголоски которых ощущаются до сих пор, в том числе и на нашей белорусской земле.
Разумеется, речь идет о взрыве четвертого энергоблока вышеупомянутой атомной электростанции. В результате человечество столкнулось с ужасающей по масштабам экологической катастрофой, равной которой по сей день в мире нет и, надеемся, не будет. Но главное это все-таки люди, о людях и о событиях НВО и сняли свой сериал.
Действие в «Чернобыле» фактически развивается по часам — с момента взрыва. Такая документальная четкость — отличный прием для нагнетания саспенса. В немалой степени этому всему поспособствовало то, что некоторые (почти все) сюжетные линии взяты из книги нашей землячки, Светланы Алексеевич, «Чернобыльская молитва».
Однако больше всего поражает даже не это, а то, с какой четкостью создатели сериала передали атмосферу тех лет, восстановили элементы быта: кухонная утварь, мебель, элементы декора, транспорт, дома, локации — все это, как будто сошло со старого пожелтевшего календаря тех лет, найденного в подсобном помещении заброшенного дома.
Кроме того, когда наши «западные коллеги» берутся за реконструкцию чего-либо, связанного с Советским Союзом, ожидаешь прежде всего «развесистой клюквы». А тут ее нет. От слова «совсем».
Конечно, при желании можно доколебаться до некоторых моментов: например, сюжетная линия с женщиной-физикой из Минска, которая каким-то чудесным образом все поняла из Беларуси (Белорусской ССР тогда), миновала весь бюрократический ад и, скажем так, с корабля на бал прибыла в Припять, чтобы «поговорить с главным».
Что характерно, без всяких проблем и поговорила. Во-первых, раз уж вы тут такие мамкины документалисты, то и будьте ими до конца. Зачем вводить несуществующего персонажа (главные действующие лица сериала имели вполне реальный прототип), да еще в таких заведомо кретинских, неосуществимых условиях? Кивок в сторону феминизма?
Что ж, он очень кривой, но ладно — прогиб засчитан. К тому же это не имеет ровным счетом никакого отношения к «клюкве», так что будем считать случившееся поправкой на время.
В остальном же — картина просто поражает своей достоверностью. Как уже упоминалось, смотреть очень тяжело. Да, это всего лишь фильм, на экране актеры, но передано все настолько реалистично, что невольно начинаешь сопереживать героям, большинство из которых, уж простите за прямоту, не жильцы в ближайшее время.
Тяжело, но надо — надо знать, что стоит за халатностью руководящих лиц, за желанием замолчать проблему, нежеланием признавать очевидные факты. Я не знаю, как вы, но я прекрасно помню первую весеннюю грозу 1986 года. Яростную, с громом и молниями, тугими струями дождя и желтой пеной, выступившей на лужах за считанные минуты.
А также то, с какой радостью мы, детишки, хватали эту пену руками и бросались ей друг в друга…