Невеселые приключения Шурика. Почему актер Александр Демьяненко ненавидел свою самую известную роль
30.05.2019 08:28
—
Разное
|
«Если бы кто-то в 70-е годы составлял рейтинг популярности, думаю, на первом месте стоял бы Сашка Демьяненко и только на втором — Гагарин», — говорил Олег Белов, лучший друг всеми любимого Шурика. Всеми, кроме самого Александра Демьяненко: до последнего вздоха актер ненавидел эту роль и считал, что Шурик разрушил его жизнь. Сегодня Александру Сергеевичу могло бы исполниться 82. О том, почему талантливый актер, чья карьера была поистине многообещающей, в конце жизни едва сводил концы с концами — в материале LADY. Александр с детства был окружен творчеством: его отец Сергей Демьяненко был участником театральной группы «Синяя блуза», основанной Владимиром Маяковским и Лилей Брик. А еще работал в оперном театре, куда маленький Саша частенько заглядывал посмотреть спектакли. Однако опера, по признанию самого актера, его не слишком вдохновляла. «Во-первых, у меня нет слуха, во-вторых, нет голоса», — грустно шутил Демьяненко. Тут он немного лукавил: в старших классах актер занимался вокалом и, по воспоминаниям знакомых, неплохо пел. Однако музыка его не манила, в отличие от театра: едва узнав, что в родном городе работает приемная комиссия МХАТа, Александр сорвался на пробы. И… провалился. В МХАТ Демьяненко не взяли. Не желая терять время даром, парень отправился учиться на юрфак. Александру хватило пары месяцев, чтобы понять: юриспруденция — не его. Поэтому летом он вновь отправился покорять театральные вузы. Приняли талантливого молодого человека сразу в два: в «Щуку» и ГИТИС. Демьяненко выбрал последний — возможно, потому что именно ГИТИС когда-то оканчивал его отец. Александр был очень одаренным студентом, но не слишком прилежным: часто пропускал занятия, не шел на контакт с однокурсниками и мог просто внезапно исчезнуть, никому ничего не сказав. Его друг Олег Белов вспоминал: «Саша был молчун, очень закрытый. Даже я, друживший с ним 27 лет, как говорится, не разлей вода, мало знал о том, что творится у Саши на душе». После учебы Демьяненко устроился в театр имени Владимира Маяковского. Актерская карьера шла в гору, ему стали предлагать роли в кино. Например, в «Мир входящему» — картине, которая получила специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале. В какой-то момент кинематограф затянул Александра больше, чем театр, и он решил уехать в Ленинград — туда, где от «Ленфильма» ему предложили жилье. К тому же именно в северной столице жила его любимая Марина Склярова. Тогда это решение казалось Демьяненко удачным. Но позже, по воспоминаниям его первой супруги, он описывал переезд так: «Дурной был, дурной». К началу 60-х Александр Демьяненко уже был известен и любим. Но все же настоящая слава пришла к нему после съемок у Гайдая — в «Операции «Ы», «Кавказской пленнице» и «Иван Васильевич меняет профессию». «Стоило ему появиться на улице, к нему бросались десятки людей. Дергали его за руки и за ноги, совали какие-то обертки и бумажки для автографов, мужчины зазывали в пивные. Обращение было панибратским, потому что людям казалось, что Демьяненко такой же простой и компанейский, как его герой. Отовсюду неслось: «О, Шурик! Шурик! Это он!» Саша в ужасе убегал, старался пореже появляться на публике. Говорил нам: «Это каторга, каторга! Они же мне не просто в душу лезут, а в самые печенки! Я не хочу так жить!» Мы чувствовали, что он искренне мучается…» — вспоминала жена Гайдая Нина Гребешкова. И действительно, внезапно обрушившаяся слава очень тяготила Демьяненко. «Я вообще-то человек не светский, не очень общительный и замкнутый — короче, не совсем типичный актер. Мне не доставляет большой радости, когда в меня тычут пальцем на улице, бросаются в объятия, обращаются на «ты». Я предпочитаю, чтобы меня не замечали», — говорил он. Кроме того, Александр ненавидел Шурика и то, что из-за него он стал актером одной роли. «Досадно, ведь я не только Шурика сыграл. Были роли и фильмы, которых сейчас многие молодые и не знают. Но для меня «Операция «Ы»» и «Кавказская пленница» — это совсем не «Мир входящему», не «Мой добрый папа» и даже не «Угрюм-река». Те роли оказались в забвении, зато все помнят Шурика, где я как актер не сделал ничего не то чтобы сверхъестественного, а просто ничего серьезного», — сетовал Демьяненко. Во время съемок в трилогии Гайдая Александру Демьяненко приписывали романы со всеми партнершами по площадке — и с Натальей Селезневой, и с Натальей Варлей. Но на самом деле ни та, ни другая актера не интересовали. Правда, вовсе не потому, что он был женат: за кулисами Демьяненко сошелся с гримершей. Тогда от жены он почему-то не ушел, но в итоге все равно подал на развод — ради того, чтобы жениться на коллеге с «Ленфильма». «Однажды я с удивлением обнаружил, что он не живет у себя дома с женой Мариной. Оказывается, после двадцати с лишним лет брака в один день он явился с работы, собрал чемодан и ушел навсегда к новой жене — Людмиле. Я прекрасно знал ее — на «Ленфильме» Люда работала режиссером дубляжа, и мы с Сашей оба постоянно у нее кого-то озвучивали. Но я не догадывался, что у них роман. Марина тоже ни о чем не подозревала, и уход мужа стал для нее полной неожиданностью. Конечно, это жизнь. Прежняя любовь прошла, появилась новая. Но обычно разводы — долгий процесс, с объяснениями, сомнениями, скандалами. А вот чтобы так: все внутри себя пережил, все решил, никому ничего не сказал — мог только Сашка», — вспоминает актер Олег Белов. В 80-е работа в дубляже была единственным источником дохода для Демьяненко: тогда его совсем перестали снимать, ведь не видели в актере никого, кроме злополучного Шурика. «В те годы без дубляжа было трудновато жить, — говорил Александр Сергеевич. — Но и удовольствие тоже большое: я горжусь, что моим голосом на наших экранах говорили Роберт де Ниро, Жан Поль Бельмондо, Витторио Гасман». Параллельно Демьяненко подрабатывал в театре, где ему доставались лишь комедийные роли. В середине 90-х Александру предложили сняться в одном из первых отечественных ситкомов с не слишком презентабельным названием «Клубничка». Финансовое положение Демьяненко было плачевным: он не скрывал, что за работу взялся в основном из-за денег. Однако добавлял, что есть в этих съемках и польза. «Работать все равно лучше, чем лежать на диване и медленно умирать. Нельзя за это актеров осуждать. В конце концов, любой журналист, который пишет фельетоны о неисправных кранах и канализации, предпочел бы, если бы у него была такая возможность, засесть за написание романа, чтобы им потом зачитывалась вся страна. Но ведь не у всех такая возможность есть, правда? То же самое и с актером», — говорил он. Примерно в то же время у Демьяненко начались проблемы с сердцем. Он был вынужден постоянно принимать лекарства, чувствовал себя очень плохо. Врачи настаивали на операции, и Александр Сергеевич согласился. Но судьба сыграла злую шутку: из-за сильной жары и отпусков хирургов процедуру решили перенести. Операции Демьяненко так и не дождался: за 10 дней до нее актер скончался от отека легких. «Однажды Людочка мне позвонила и сказала: «Олег, Саша ложится в больницу. Ему нужно делать операцию на сердце», — вспоминает Олег Белов. — Мы с женой и дочкой в тот день уезжали на дачу, и я сказал, что навещу Сашку в больнице через пару дней. Налеплю ему своих фирменных пельменей… И вот приезжаю я в больницу, иду в Сашину палату. А его там нет. Спрашиваю медсестру на посту: «Где Демьяненко?» — «В реанимационном отделении». Иду туда, а врач мне шепотом говорит: «Демьяненко больше нет». Я не понимаю, продолжаю спрашивать: «Как нет? Куда вы его перевели?» — «Его вообще больше нет. Умер». Так кончилась история нашей с Сашкой дружбы». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Если бы кто-то в 70-е годы составлял рейтинг популярности, думаю, на первом месте стоял бы Сашка Демьяненко и только на втором - Гагарин», - говорил Олег Белов, лучший...
|
|