В МВД подвели итоги профилактической акции «Гостехосмотр», которую ГАИ провела с 7 по 17 августа. За 10 дней усиленного контроля удалось выявить более 14 тысяч фактов нарушений, об этом на брифинге рассказал временно исполняющий обязанности начальника УГАИ МВД Александр Цегельник.
Из 14 тысяч водителей, не имеющих разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении, около 4,3 тысяч (т.е. более 30 %) были привлечены к административной ответственности повторно в течение года. 441 аналогичное нарушение выявлено со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, повторно в этом году к ответственности привлечены 157 из них. Выдано 122 предписания на устранение, привлечено к ответственности 282 должностных лица, допустивших транспорт без разрешения на белорусские дороги.
В числе нарушителей 1534 грузовика, 318 мотоциклов, 27 автобусов. В лидерах Минская область – 2981 человек, Минск – 2243 и Витебская область – 2079.
Главной целью профилактической акции было привлечение внимания автовладельцев к поддержанию транспорта в технически исправном состоянии. В определенной степени достичь ее удалось: по данным УП «Белтехосмотр», за время акции количество транспорта, который прибыл для инструментального контроля на станции диагностики, увеличилось на 50 %. Так, в среднем по стране на станциях техосмотра в сутки насчитывалось 3480 автомобилей, в период проведения мероприятий число машин выросло до 5241 в сутки. В ГАИ констатируют, что таким образом риски и угрозы безопасности дорожного движения снизились.
В целом за текущий год сотрудники ГАИ выявили более 195 тысяч участников дорожного движения, которые управляют транспортным средством без техосмотра. Повторно в течение года за такое нарушение задержано более 75 тысяч водителей. Более 100 человек привлекались к ответственности 10 и более раз.
Показательна история жителя Витебска, который получил 17 постановлений и собрал штрафов более чем на 1000 рублей. «Это значит, что этот транспорт эксплуатируется с неисправностями, иначе нет смысла не проходить контроль и не получать разрешение», – считает Александр Цегельник.
Однако, раздельной статистики по числу водителей, не проходивших техосмотр и не получивших разрешения на допуск к движению, и тех автовладельцев, кто ТО прошел, но не уплатил дорожный сбор и не получил заветную наклейку-разрешение, в ГАИ не ведется. Александр Цегельник уточнил лишь, что для инспектора ГАИ наличие у водителя диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, без разрешения на допуск к движению может стать смягчающим обстоятельством, но полностью от административной ответственности не избавит.
Немало автовладельцев протестует против привязки дорожного сбора к техосмотру. По данным УП «Белтехосмотр» в 2018 году ТО прошли 1 млн 239 тысяч автомобилей, тогда как в 2013 году, до введения дорожного сбора, эта цифра составляла 1 млн 869 тысяч, то есть количество прошедшего техосмотр транспорта снизилось на 34 %.
При этом из-за технической неисправности автомобилей в 2018 году произошло 26 ДТП, в том числе 5 – со смертельным исходом. В 2019 году по этой причине произошло 8 автоаварий, но статистика может измениться в худшую сторону с наступлением осени, предупредил Александр Цегельник.
По мнению МВД, уплату госпошлины за право допуска автомобиля к участию в дорожном движении надо отвязать от техосмотра. Такой подход поддерживается большинством госорганов, но среди них нет единого мнения о том, как ее взимать. Например, можно пойти по пути Германии, в которой существует налог на транспортное средство. Кстати, такой налог стимулировал бы автовладельцев снимать неэксплуатируемые автомобили с учета – сейчас такого стимула нет, и подсчитать, какой процент автовладельцев уклоняется от прохождения техосмотра и уплаты госпошлины, невозможно. Известно лишь, что на учете стоит 3,6 млн автомобилей, но сколько из них реально ездит по дорогам, сказать нельзя.
В перспективе контролировать наличие подтверждающей прохождение техосмотра наклейки планируется средствами автоматической фотофиксации. Технически это сделать можно уже сегодня – у УП «Белтехосмотр» есть нужная база данных. Сдерживает внедрение инструмента только отсутствие законодательной базы. Правовую основу для такой работы создадут изменения в Законе «О дорожном движении». Контролировать таким образом можно будет не только прохождение техосмотра, но и наличие обязательной страховки, непристегивание ремнем безопасности и другие нарушения Правил дорожного движения, в том числе со стороны водителей-иностранцев,