Что не так с белорусскими районами? TUT.BY составил рейтинг регионов страны
02.09.2019 07:40
—
Разное
|
Проблема увядающих регионов давно волнует белорусов. Власти Мы составили рейтинг белорусских районов, чтобы посмотреть, действительно ли все настолько плохо (спойлер — да), и что нужно сделать, чтобы раскрыть потенциал отдельных частей нашей страны. Мы подготовили рейтинг на основе открытых данных. В Беларуси ведут статистику по 129 регионам — в это число входит Минск, как отдельная административная единица, 118 районов и 10 городов областного подчинения (Барановичи, Бобруйск, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Могилев, Новополоцк, Пинск). Мы взяли 10 наиболее важных показателей и ранжировали населенные пункты по каждому из них по шкале от 1 до 10. Дальше мы объединили 10 показателей в четыре тематические группы — их вы видите в таблице. Последний шаг — финальная оценка. Для этого понадобилось сложить результаты регионов по всем четырем группам.
Откуда у нас такая разница между регионами, и почему это плохо?С 2017 года в Беларуси Такие диспропорции начали формироваться еще во времена СССР, отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. Тогда Власти пытались этому противодействовать — возник проект по строительству — До последнего кризиса 2015 года были попытки преодолеть проблемы за счет перераспределения средств. Но когда у государства сильно сократились финансовые возможности — ведь ему надо платить по долгам, — то вместо сближения регионов началось их расхождение. Это называют дивергенцией. Однако в Минэкономики считают, что разница в уровне развития между разными регионами не растет так сильно, как нам кажется. По мнению ведомства, когда говорят об увеличении или уменьшении межрегионального разрыва, смотрят на максимальный и минимальный показатели. — То есть, в примере с зарплатой — это разница между уровнем в самом высокооплачиваемом и самом низкооплачиваемом регионах. И это соотношение примерно сохраняется с 2010 года на уровне 2,4−2,5 раза. Слайды иллюстрируют не увеличивающееся разделение, а то, что регионов с низким уровнем заработной платы становится больше. Но что с этим фактом делать? В действительности Минск стал центром притяжения, ведь здесь больше возможностей для учебы и работы, развлечений и отдыха. Следом за ним идут областные центры и крупные города, которые «выгребают» ресурсы и возможности будущего развития всех остальных территорий. Молодежь и трудоспособное население уезжают из небольших городов и деревень, где им нечем заняться. Несмотря на Президент — Основная проблема как порочный круг — у людей мало возможностей для работы, поэтому самая мобильная и талантливая часть населения ищет, где можно заработать больше, и при возможности уезжает туда жить. После этого региональные рынки сужаются, и возможностей работы становится еще меньше, — указывает Александр Чубрик. Малые города теряют людей в активном трудоспособном возрасте, а крупные города — молодежь. Поддерживать социальную инфраструктуру становится слишком сложно и дорого. Если эти угрожающие тенденции продолжатся, окажется, что в некоторых населенных пунктах появятся проблемы с доступностью базовых социальных услуг — Уже есть такие места, где региональные проблемы достигли своего апогея. Они показывают, во что будут превращаться районы, удаленные от центров притяжения, если подобные тенденции сохранятся. А что делать?В Минэкономики считают, что положительные тенденции все-таки есть. Например, в Могилевской области за два года завершили и ввели в эксплуатацию 25 производственных и инфраструктурных объектов. Из-за этого в наиболее отстающих районах произошел большой рост промышленного производства — в Краснопольском (в 1,8 раза) и Славгородском (в 1,3 раза) районах. При этом экспорт услуг юго-восточного региона увеличился в 9 раз. — За два года действия безвизовой зоны на территории Августовского канала в Гродненской области создано около 600 рабочих мест в сфере туризма, появилось свыше 30 новых объектов общественного питания. Еще за 2016−2017 гг. в городах-спутниках Минска построено более 205 тыс.кв.м общей площади жилых домов, — рассказывают в ведомстве. Сейчас одна из главных региональных программ — Программа может сработать, но есть ли у нас деньги, чтобы ее масштабировать, задается вопросом Александр Чубрик. — Это еще один правовой режим, в котором есть госфинансирование, своеобразное скрещивание Островца с Великим камнем. Внутри одной маленькой страны слишком много правовых режимов, и они начинают конкурировать друг с другом. К тому же еще несколько «Орш» мы не потянем. В остальных районах пока используют традиционные инструменты, и они не дают видимого эффекта. Ситуация требует более нестандартных решений, считает Александр Чубрик. Одно из них — развитие местного самоуправления. Многие проблемы невозможно решить из Минска, они видны и понятны лишь на более локальном уровне. К тому же люди, которые живут в конкретном регионе, будут заинтересованы в его развитии. — Район, который однозначно исчезает, можно попробовать «реанимировать» — дать жителям самостоятельность в принятии решений и оставить местным властям все налоги, которые собирает район. Если эксперимент будет удачен, его можно масштабировать. Еще одна идея, которая способна помочь регионам — использовать краудфандинг для социальных и государственно важных проектов, которые позволяют решать проблемы на местах. — Люди очень часто готовы «сбрасываться» на что-то важное — «талака» у нас в крови. Если соединить деньги сообщества и государства, мы получим огромный эффект, по крайней мере, на местном уровне. Но такой метод должен существовать только в сочетании с местным самоуправлением — именно жители региона должны решать, что для них приоритетно. Что касается предложения — Идея может сработать — по крайней мере некоторые из новых «центров притяжения» способны сделать свое дело. Но проблема в том, что в экономике сейчас не самые золотые времена — определенности нет ни по поводу внешних рынков, ни по поводу внутренней ситуации. Если провести такую масштабную реформу, это может превратить нынешнюю неопределенность в хаос. Новая система поначалу не будет четко отлаженной, а это значит, что бизнесу и инвесторам придется сложно. Вероятно, нужно подумать над малыми решениями. Что произойдет, если ситуация не изменится и существующие программы по развитию регионов окажутся неэффективными? Вряд ли Минск превратится в девятимиллионный город, а остальные части страны придут в полное запустение. Однако люди, которые живут в небольших населенных пунктах, будут все чаще сталкиваться с разными проблемами — отсутствием работы, маленькими зарплатами, плохой инфраструктурой. Задача государства — сделать так, чтобы жители небольших городов могли жить комфортно и как можно меньше замечали эти трудности. Наша цель — не быть равнодушными к проблемам города, района, или собственного двора. Если общество и власти объединят свои усилия, решать сложные задачи станет проще. Читайте также:Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы составили рейтинг белорусских районов, чтобы посмотреть, действительно ли все настолько плохо (спойлер - да), и что нужно сделать, чтобы раскрыть потенциал...
|
|